Как уточнили в Минприроды, с ратификацией Парижского соглашения по климату Россия взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов и должна к 2030 году снизить их на 25-30% от уровня 1990 года. В проекте закона, разработанном Министерством экономического развития, предлагается установить общий максимально допустимый объем прямых выбросов парниковых газов для предприятий - 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа. В случае превышения установленной квоты организация с 2025 года будет обязана выплачивать "углеродный сбор". Предприятие само должно будет проводить инвентаризацию и предоставлять властям отчет о выбросах парниковых газов.
Но ставки "углеродного сбора" пока неизвестны - они будут определены правительством только через пять лет после вступления в силу закона. Эти деньги, по замыслу министерства, будут аккумулироваться в Фонде поддержки реализации проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов. Документ уже прошел общественное обсуждение и внесен в аппарат правительства.
Совет Федерации сомневается в эффективности предложенных мер, так как в законопроекте отсутствует "ясность относительно ставок устанавливаемого сбора, параметров расчета целевых показателей". 30 сентября участники секции СФ по вопросам изменения климата направили зампреду правительства руководителю аппарата кабмина Константину Чуйченко свои рекомендации по доработке документа.
Сенаторы считают, что законопроект в актуальной редакции может негативно сказаться на динамике роста российской экономики и создаст дополнительную фискальную нагрузку на бизнес. По их мнению, нужно сначала провести инвентаризацию выбросов парниковых газов и только после этого вносить инициативы по их налоговому регулированию, которое может и не понадобиться. Кроме того, законодательство должно быть направлено на стимулирование внедрения энергоэффективных технологий, а не на введение дополнительных сборов и платежей. Парламентские слушания по этой проблеме состоятся в ноябре.
Обязанность по уплате "углеродного сбора" коснется крупных предприятий реального сектора - в первую очередь, топливно-энергетического комплекса. Как пояснил член комитета РСПП по экологии и природопользованию Максим Довгялло, с учетом того, что тепло - полностью тарифицируемый вид энергии, введение платы за углерод прямо приведет к росту тарифов для населения, повышению цен на продукцию металлургического комплекса и транспорт, а также росту инфляции. При этом, по оценке Минэнерго России, каждый рубль такого сбора увеличит тариф на 1,2 рубля, что идет вразрез со всеми разговорами о введении моратория на дополнительные платежи для бизнеса.
В Минприроды заверили, что Россия выполняет обязательства по Парижскому соглашению с превышением: снижение выбросов к 2017 году достигло 49% от уровня 1990-го, хотя целевой показатель, как уже говорилось, составляет 25-30% к 2030 году.
В 2015 году за введение глобального налога на выброс в атмосферу парниковых газов выступил бизнесмен и миллиардер Олег Дерипаска, заявив, что минимальный размер такого налога должен составить 15 долларов за тонну углекислого газа. По мнению Дерипаски, это единственный способ добиться существенного сокращения выбросов. Бизнесмен подчеркнивал, что налогом на углерод должны быть обложены все промышленные предприятия мира - чтобы предоставить инвесторам определенность и не создавать конкурентные преимущества отдельным юрисдикциям.
А в июне этого года о необходимости углеродного налога заявил глава "Роснано" Анатолий Чубайс. Он напомнил, что за последние несколько лет Евросоюз принял целый список решений, по которым товары, поставляемые в ЕС, облагаются дополнительным налогом, если они не удовлетворяют требованиям по предельным выбросам углекислого газа при производстве.
"И если мы сейчас легко проскочим эту развилку с налогом, считая, что мы всех перехитрили, то через пять-семь-десять лет выяснится, что мы, оказывается, сами себе закрыли экспорт, в том числе экспорт, регулируемый ОПЕК. И это вещь очень болезненная", - пояснил Чубайс. По его мнению, после того, как в отрасли разберутся с правилами измерения и объемами выбросов, необходимо будет думать о введении налога на выброс углеводородов в атмосферу, ставки которого на первое время могли бы быть "символическими, совсем минимальными".