По его словам, рассматривается вариант увеличения ставки НДФЛ с 13 до 15% для россиян с высоким уровнем дохода. Источник отмечает, что "сейчас идеальная ситуация для этого - санкционно-пандемическая".
В чем особое преимущество такой ситуации, если на карантинных "путинских каникулах" россияне только стремительно беднели, лишаясь полностью или частично источников дохода, собеседник не пояснил. Однако один из источников Forbes рассказал, что инициативу прогрессивного налогообложения продвигают под видом уступки обществу, в котором созрел "запрос на социальную справедливость". При этом источники уверяют, что полученные таким образом дополнительные доходы бюджета будут направлены на социальные нужды, например на поддержку малоимущих граждан или пенсионеров.
Консультации по поводу усиления налогового бремени идут как в правительстве, так и в администрации президента, однако никаких решений пока не принято, добавил источник.
Forbes также сообщает, что в качестве одного из вариантов рассматривается повышение ставки НДФЛ с 13% до 15% для состоятельных граждан. В качестве порога годового дохода, который будет облагаться более высоким налогом, может быть доход в 2-3 миллиона рублей, сообщил источник в Госдуме.
Еще один собеседник Forbes сообщил, что обсуждается вариант с необлагаемым НДФЛ уровнем дохода в размере прожиточного минимума или больше.
Вопрос о том, чтобы ввести разные подходы к налогообложению граждан с разными доходами, обсуждался еще зимой, в преддверии послания президента, которое состоялось в январе. "Там более 10 разных вариантов, готовый сценарий есть у администрации президента и правительства, при необходимости его можно просто достать и применить", - заявил эксперт, участвовавший в обсуждениях.
Власти не впервые обсуждают возможность повышения ставки НДФЛ до 15% для состоятельных россиян. В частности, социальный блок правительства рассматривал эту идею в январе 2018 года. Однако тогда речь шла о гражданах, которые зарабатывают от 7 млн до 10 млн рублей в год.
Налоги как российское ноу-хау по борьбе с кризисом
О новых способах "высасывания" средств из населения российские чиновники не перестали думать даже с началом глубокого кризиса 2020 года, вызванного падением мировых цен на нефть и пандемией коронавируса. Так, в своем телеобращении 25 марта президент РФ Владимир Путин, подарив согражданам "коронавирусные каникулы", анонсировал введение налога в 13% на процентные доходы по вкладам россиян свыше 1 млн рублей. Сумбурное заявление, которое трактовали разнообразно, вызвало легкую панику среди вкладчиков. Позднее с отдельными разъяснениями выступили чиновники рангом пониже. Причем, как выяснилось, в Кремле и Минфине тоже не совсем поняли, о чем говорил Путин, поэтому по-разному разъяснили, кого же коснется новый налог.
По мере нарастания кризиса появились и другие предложения по новым налогам. Министерство труда в конце мая предложило добавить еще один налог на зарплаты. Новый сбор в 1% от дохода решили назвать "страхованием от безработицы". Он пойдет в специальный фонд, из которого будут выплачивать пособия по безработице. Этот налог, как и другие страховые взносы с фонда оплаты труда, ляжет дополнительной нагрузкой на работодателя. Сейчас за каждого штатного работника работодатель платит 30% соцвзносов.
"Любое повышение налогов противопоказано в кризис, под каким бы благовидным предлогом это не подавалось, - считает директор Института стратегического анализа компании ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. - Причем это уже не первая такая мера. В конце марта ввели налог на процентный доход на вклады, у которых сумма превышает один миллион. Это делается в кризис, чтобы якобы привлечь в бюджет дополнительные деньги. Но на самом деле власти воспользовались ситуацией, чтобы ввести очередной налог".
Власти принимают схожие меры и в области косвенного налогообложения. Стремясь защитить интересы нефтяных компаний, которые пытаются компенсировать потери от экспорта подешевевшей нефти за счет внутреннего потребителя, правительство РФ до октября запретило ввоз топлива в Россию. Запрет действует на ввоз бензина, керосина и дизельного топлива. Его цель - не допустить поставок дешевого иностранного бензина. Скорее всего, это временная мера: на период, когда сохраняются низкие цены на нефть.
Но даже если бы дешевое иностранное топливо сейчас пришло в Россию, то цена бензина осталась бы прежней, писала "Новая газета".
"Финансовое состояние нефтяных компаний не имеет никакого отношения к цене бензина на АЗС, - говорил партнер консалтингового агенства RusEnergy Михаил Крутихин. - В цене бензина сейчас примерно 75 процентов - это налоги. Ими цена и определяется. А запрет на ввоз иностранных нефтепродуктов объясняется очень просто: желанием правительства поддерживать высокие цены на автозаправках. Поскольку автомобилисты - это источник налоговых поступлений, а вовсе не что-то иное. Это жадность и глупость. Других объяснений у меня нет".
Таковы особенности налогового регулирования нефтяной отрасли: снижение цен на бензин в принципе невозможно, только умеренный рост. В России действует демпферный механизм. Он позволяет государству компенсировать или изымать доходы нефтяных компаний от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Но размер выплат зависит не от реальной цены на рынке, а от планки, установленной правительством.
Поэтому нефтяники не снижают цены на бензин. За счет покупателя они делают выплаты в бюджет. Замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпферный механизм очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.
Впрочем, эксперты считают, что такие способы не спасут экономику. "Для того чтобы поддержать российскую экономику, - говорит Михаил Крутихин, - надо было снизить налоги в тяжелейшее время пандемии. Снизить цены на автозаправках - это бы очень сильно оживило и транспортировку, и перевозку грузов, удешевило бы товары, которыми люди пользуются".