Российские компании тратят на экономическую контрразведку 10% своих расходов
rb.ru
На экономическую контрразведку крупные компании в России вынуждены тратить не менее 10% от всех расходов, пишет во вторник "Российская газета". 45% фирм в мире нанимают специально обученных людей, чтобы следить за своими сотрудниками, надеясь таким образом избежать внутрикорпоративного обмана. Такова общемировая статистика. В России же это делают едва ли не больше всех - 63% компаний. Таковы результаты нового международного исследования консалтинговой компании Grant Thornton, опросившей 7800 руководителей предприятий в 34 странах мира.

Руководителей компаний, опасающихся своих собственных сотрудников, больше всего в Северной Америке. Здесь считается обычной практикой содержать штат специалистов, отвечающих за выявление и пресечение мошенничества внутри фирмы. Если рассматривать каждую страну отдельно, то на первом месте оказались Филиппины, где в 72% случаев предприниматели подтвердили, что держат на контроле деятельность своих сотрудников, и Мексика - 71%.

- Потери транснациональных компаний от мошенничества неуклонно растут

Среди борцов с корпоративным обманом Россия заняла третье место. Как ни странно, больше всего фирм, предпринимающих меры против мошенников, в Перми (74%), меньше всего - в Москве и Санкт-Петербурге (по 56% в каждом из городов).

Эксперты уверены, что столь высокие показатели вовсе не означают, что отечественные предприниматели страдают от мошенников чаще, чем, к примеру, их коллеги из развитых европейских стран. "Любовь к службам безопасности - это традиция, берущая начало в 90-х годах, когда половина российского бизнеса была криминальная, а вторая половина защищалась от криминала, - уверен директор департамента корпоративных финансов Grant Thornton Иван Сапронов. - У российских предпринимателей вообще большая любовь к службам безопасности и личной охране. Не думаю, что это связано с какой-то повышенной опасностью и уж тем более с опасностью большей по масштабу, чем в развитых западных странах".

Тем не менее, как показал опрос, получать подножку от своих сотрудников предпринимателям приходится все чаще. Более 12% компаний в мире за последний год усилили меры по борьбе с работниками, которые незаконно завладевают активами и ресурсами компании или превышают служебные полномочия. Самый большой прирост подобных случаев в США и Канаде. А самые честные сотрудники работают в Дании, Вьетнаме и Сингапуре.

Потери транснациональных компаний от мошенничества неуклонно растут

Убытки транснациональных компаний от мошенничества за последние три года составили 7,3 млрд долларов, или по 8,2 млн долларов. на компанию, что на 22% больше, чем в прошлом году (6,7 млн долларов). Такие данные содержатся в исследовании, проведенном Economist Intelligence Unit по заказу компании Kroll, работающей в области международной безопасности. Наиболее уязвимыми для действий жуликов оказались компании, расположенные в Азии, Африке и Восточной Европе. Впрочем, в докладе явно не учитывались потери, принесенные мошенниками "новой волны", таких как Жером Кервьель, принесший банку Societe Generale 4,9 млрд евро убытков, пишет "РБК Daily".

Всего в исследовании приняли участие 890 руководителей компаний, треть - из Северной и Латинской Америки, треть - из Азиатско-Тихоокеанского региона, чуть больше четверти - из Европы и 11% - из стран Ближнего Востока и Африки. Крупные корпорации (чей уровень ежегодных продаж превышает 5 млрд долларов) потеряли из-за действий мошенников в три раза больше, чем средняя компания, - 23,3 млн долларов. Небольшие компании, напротив, потеряли меньше - в среднем "всего" по 5,5 млн долларов. Однако по сравнению с данными прошлого года их потери возросли на 70%. Более того, 85% компаний отметило, что за прошлые три года по меньшей мере один раз подверглись "серьезному мошенничеству" по сравнению с 80%, показателем прошлого года. "Для больших компаний этот показатель составляет 90%, расти ему уже почти некуда", - отмечают авторы доклада.

Всего в исследовании приводится десять видов мошенничества: коррупция и взяточничество, кража материальных активов и акций, отмывание денег, финансовое злоупотребление, нарушение норм и правил, регламентирующих деятельность компаний, внутреннее финансовое мошенничество или воровство, кража информации, махинации на закупках, пиратство, внутрикорпоративное злоупотребление. Интересно, что только по двум видам мошенничества - отмыванию денег и махинациям на закупках - было заметно небольшое улучшение: мошенничество по этим направлениям снизилось на 1%. По другим направлениям, напротив, заметен рост: кража материальных активов наблюдалась в 37% компаний (в прошлом году - в 34%), воровство информации - в 27% (по сравнению с 22% в прошлом году).

Управляющий директор EMEA, Consulting Service Group Kroll Чарльз Карр говорит, что уровень мошенничества не зависит от экономического климата в той или иной стране. "Однако как только компании начинают банкротиться, мошенническая деятельность, которая не была видна до этого, зачастую выплывает наружу", - сказал он.

Между тем почти все корпорации отметили, что за год стали более уязвимы для мошенников. Семь из десяти компаний полагают, что подвержены утечкам информации, более половины уверены, что могут пострадать от кражи имущества, финансового служебного злоупотребления и потерь от различного вида откатов. Авторы доклада приходят к выводу, что слабеющий внутренний контроль и большая текучка кадров дарят куда больше возможностей для жульничества. "Эти факторы увеличивают вероятность мошенниче­ства в полтора раза", - говорится в докладе.

Из секторов экономики наиболее уязвимым и страдающим от расхитителей и мошенников можно назвать финансовый сектор, "который всегда был в фокусе внимания мошенников". В географическом плане сильнее всего страдают страны Азии, Ближнего Востока и Африки. В России же, по словам экспертов, и вовсе невозможно подсчитать даже примерные убытки от мошенничества. "Начинать нужно с информационной базы, которой сейчас просто не существует", - сказал руководитель группы финансовых расследований ФБК Александр Сотов. Основными же видами мошенничества, по его словам, в РФ по-преж­нему остаются вывод активов, махинации на закупках, "откаты" и хищения.