"Зависимость России от нефти и газа обуславливает необходимость создания резервов и их размещение в высоколиквидные активы", - подчеркнул глава Минфина. Если средства, которые направляются на резервирование, будут размещаться в российскую экономику (в виде прямых инвестиций либо ценных бумаг), то как быть в случае возникновения кризисной ситуации?
"Вытаскивать эти деньги из проектов? Это невозможно. Вытаскивать их из бумаг российских компаний? Они подешевеют и ничего не будут стоить. Какой тогда смысл резервирования?" - сказал Силуанов.
Глава Минфина также отверг критику в адрес правительства, связанную с тем, что Россия занимает средства на внешних рынках дороже, чем размещает свои резервы в иностранных активах. "Да, это плата за нашу стабильность", - сказал министр, добавив, что к тому же инвестирование в иностранные активы на долгосрочный период оказывается более выгодно из-за курсовой разницы.
Напомним, что в июне 2013 года президент Путин предложил правительству рассмотреть альтернативные механизмы управления средствами суверенных фондов РФ. В начале сентября замминистра финансов Сергей Сторчак сообщил журналистам, что Минфин намерен разработать новые предложения по повышению эффективности управления государственным долгом, отметив при этом, что придется смотреть на опыт других стран.
Ранее Сторчак отмечал, что к идее вложения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) РФ в акции наиболее крупных, ликвидных и надежных российских компаний необходимо относиться с осторожностью. "Рынок покатится вниз, и мы получим ситуацию, когда приток нефтегазовых доходов уменьшается, а котировки акций, в которые мы вложились, тоже падают", - сказал замглавы Минфина.
Впрочем, как пишет в среду газета "Ведомости", Минфин, ищущий самые разные способы наполнить полупустой бюджет, все же готов инвестировать часть средств фонда национального благосостояния (ФНБ) в корпоративные ценные бумаги. Это более рискованное начинание, но оно может принести больше прибыли.
Чиновники Минфина и правительства рассказали газете, что для этого ЦБ должен расширить инвестиционную декларацию фонда - включить в нее акции и облигации компаний. Сергей Сторчак подтвердил, что такое желание есть, но ЦБ пока над предложением Минфина думает, разбирается во всех деталях. Представители ЦБ на просьбу журналистов прокомментировать эти данные пока не ответили.
Бюджетный кодекс и так позволяет вкладывать до 50% ФНБ в акции и до 30% в облигации компаний, напоминают "Ведомости". Однако Минфин этот лимит не выбирает. Средства ФНБ вложены в иностранные госбумаги через валютные счета ЦБ, а также лежат на депозитах Внешэкономбанка и приносят низкую доходность, а для более рискованных инвестиций нужно политическое решение.