Решение пойти на создание незамысловатой "уведомительной" системы миграционного учета - серьезнейшая ошибка. Государство практически устранилось от какого-либо регулирования... миграционных потоков и ограничило свои задачи необязательными функциями регистратора.
В противовес "невысокому качеству работы соответствующих госструктур" Лужков приводит пример Москву и ее практику регулирования трудовой миграции.
В последнее время довольно популярной стала та точка зрения, что стоит России открыть перед желающими двери, как угрожающий нам демографический спад будет нейтрализован массированным притоком мигрантов. Лужков спорит с этим тезисом: "Да, без миграции, без миграционных трудовых ресурсов мы сегодня не можем обойтись. Но... миграция не должна работать на разрушение рынка труда и подрывать социальную солидарность; не должна быть бесконтрольной и угрожать национальной безопасности".
В стране увеличивается количество "гостей" в доме, но не решаются проблемы самого дома, утверждает московский мэр. Регулировать миграционные потоки Лужков предлагает двумя способами.
Во-первых, организовывать "кругооборот малоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа для решения конкретных проблем конкретных регионов, но с минимальными возможностями натурализации такой рабочей силы".
Во-вторых, выбирать в миграционном потоке для пополнения "постоянного полноправного населения России" высококачественный "человеческий ресурс" (по культурным, языковым, образовательным и возрастным параметрам).
Уважаемые москвичи и гости столицы
Мэр Москвы предлагает отказаться от "неоправданно ультралиберальной системы учета трудовой миграции, которая сегодня у нас есть": "Мы ставим вопрос в Москве очень четко: уведомительный принцип для нас неприемлем. Он не позволяет нормально управлять ситуацией и решать проблемы развития города. Упрощенная регистрация даже не по месту жительства, а по месту пребывания - то есть хоть в бытовке на стройке, хоть в павильоне на рынке - создает в городе ненормальную ситуацию и на рынке труда, и в сфере общественной безопасности".
Московские власти "как не знали точно, сколько в городе нелегалов, так и не знают". Мы точно не знаем и того, сколько легальных мигрантов действительно работает в городе. Миграционной службой в Москве с начала года выдано более 500 тысяч разрешений на работу, но официально устроились на нее лишь 150 тысяч.
Лужков видит взаимосвязь между неучтенными 350 тысячами мигрантов и сводками правоохранительных органов, которые утверждают, что из раскрытых и расследованных 40% преступлений от общего их числа совершаются в городе приезжими. Такая взаимосвязь достаточно очевидна любому москвичу, считает мэр.
Лужков призывает заменить действующий уведомительный порядок миграционного учета по месту пребывания на регистрацию по месту проживания.
О вреде погони за дешевизной
Московский мэр также озабочен тем, как точно определить потребности экономики и различных ее отраслей в услугах мигрантов.
В тех отраслях национальной экономики, где доля труда мигрантов наиболее высока, "импорт кадров" разрушает национальную систему профессиональной подготовки по соответствующим специальностям. Собственных специалистов становится все меньше, а зависимость от миграции, соответственно, возрастает еще больше.
Этот порочный круг может превратиться в мертвую петлю на шее национальной экономики и возможностей ее устойчивого развития, пишет Лужков.
Заработная плата иностранных работников не должна быть ниже средней, установленной по отрасли для специалиста определенной степени квалификации с учетом региональных особенностей.
При этом необходимо жестко, огнем и мечом искоренять нелегальщину, теневую занятость мигрантов, поскольку это создает колоссальные метастазы диспропорций на рынке труда, настаивает он.
Использование квот на привлечение иностранной рабочей силы нужно обязательно сделать платным, а средства от них направлять на поддержку национального профессионального образования, и на создание нормальных условий работы и жизни для мигрантов.