Совокупная стоимость их активов благодаря послекризисному восстановлению финансовых рынков и рынка недвижимости также приближается к докризисной отметке. А вот отношение богачей к инвестированию личного капитала после кризиса заметно изменилось.
Миллионеры обычно довольно консервативны в вопросах инвестиций - страх потерять значительные суммы перевешивает желание увеличить и без того приличный капитал, пишут "Ведомости".
На фондовый рынок, который в 2009 году показал феноменальные темпы роста, вернулись немногие состоятельные клиенты; в основном это люди, которые и раньше активно самостоятельно занимались инвестициями.
Британские инвесторы, например, традиционно начинают выходить на рынок через полтора года после смены тренда, отмечается в докладе о богачах Великобритании консалтинговой компании MDRC. Но в нынешней ситуации этот период может затянуться до устойчивого восстановления рынка.
Многие крупные клиенты наконец осознали, что недостаточно просто диверсифицировать портфель - необходимо адекватно оценивать возможные риски. Ведь диверсификация не помогла в то время, когда фондовые рынки рушились по всему миру вместе с ценами на сырье, жилую и коммерческую недвижимость, произведения искусства и марочное вино и прочее.
Многие богачи оказались недовольны действиями своих управляющих как до, так и во время кризиса. Они считают, что в годы перед кризисом доверительные управляющие превратились попросту в продавцов инвестиционных продуктов и не защитили их от риска масштабных потерь, говорится в исследовании Merrill Lynch.
Теперь богатые клиенты требуют от управляющих и советников больше информации, открытости и риск-менеджмента. Они хотят лучше понимать, как работают предлагаемые им продукты, как устроен портфель и за что они платят комиссию, отмечают эксперты Merrill Lynch.
"В отличие от большинства состоятельных западных людей, россияне никогда не доверяли все активы одному-единственному финансовому учреждению. И оказались правы: кризис показал, что в мире нет абсолютной безопасности - даже самый именитый банк может обанкротиться", - комментирует исследование Михаэль Кюнци, исполнительный вице-президент швейцарского банка Lombard Odier.