При Владимире Путине, с которым он лично пообщался в начале февраля во время поездки в Москву, реформы будут медленными и слабыми, стимулов для экономического роста будет все меньше, разрыв с другими странами БРИК по темпам роста лишь увеличится.
Итоги выборов, по мнению Рубини, будут предсказуемыми: Путин будет избран президентом, скорее всего, во втором туре. Других альтернатив избиратели просто не увидят. Нынешний премьер достаточно чувствителен к мнению общественности, поэтому он пойдет на реформы экономической и политической систем. Однако другие развивающиеся страны сейчас также активизировали реформы - и догнать их у России не получится. Глубокую структурную реформу экономики затормозят и высокие цены на нефть - отпадет необходимость улучшать структуру расходов бюджета.
Последствия такой политики будут плачевны: после кризиса 2009 года ВВП растет не быстрее, чем на 4% в год, ускорить рост в ближайшие 10 лет не получится. Низкие темпы роста будут и дальше вызывать недовольство у среднего и рабочего классов - они как раз и требуют проведения реформ.
До 2008 года российская экономика росла быстро не только из-за цен на нефть - сказались реформы, проведенные в 1990-х годах, считает Рубини. В 2003-2004 годах реформы остановились - из-за растущих цен на нефть в них отпала острая необходимость. Результат - обвал экономики в 2009 году и медленные темпы восстановления после кризиса.
Ориентация на экспорт энергоносителей привела к снижению конкурентоспособности экономики. Если рассматривать лишь рост производительности труда и демографию, то рост России должен в ближайшие годы еще больше замедлиться. Планы Путина ускорить рост до 6-7% в ближайшие 10 лет кажутся Рубини нереалистичными. Он, скорее, согласен с первым зампредом Центробанка Алексеем Улюкаевым - экономика будет расти на 3-3,5% в год.
Даже если Путин активизирует проведение реформ, быстрого эффекта на рост экономики ожидать не стоит - этому помешает, например, стареющая инфраструктура. Убедить инвесторов вкладывать деньги в России будет сложно, нужно создавать структуры вроде Российского фонда прямых инвестиций.
Большинство населения устало от авторитарного режима без политической конкуренции, зато с неконтролируемой коррупцией. Однако оппозиционеры остаются сильно разобщенными: по некоторым оценкам, 30% из них - коммунисты, а 15-20% - националисты, сообщает своим читателям Рубини. Сотрудничать друг с другом им сложно. Либералы так и не могут договориться и выдвинуть единого кандидата. Алексей Навальный, которого называют лидером оппозиции, пока в профессиональную политику не стремится, уверен Рубини.
Путин готовит испытание для оппозиции: после выборов он может удовлетворить интересы отдельных групп, что внесет раскол в ряды митингующих. Путин в первое время решится на проведение реформ, а в правительство придут некоторые известные либералы, например, Алексей Кудрин. Призывы к проведению досрочных выборов стихнут.
Рубини предполагает, что Путин может провести такой маневр: летом замедлится экономический рост из-за сокращения социальных расходов, начнет расти инфляция, под предлогом неэффективности правительство Дмитрия Медведева будет отправлено в отставку, а спасителем экономики и самого Путина будет назначен Кудрин.
Для Путина эталонной моделью для проведения реформ стали Китай и Южная Корея. Рубини уверен, что премьер услышал требования оппозиции, но остается загадкой, воспринял ли он их всерьез - возможно, он просто смягчил свою политику перед выборами.
Тем не менее, Рубини полагает, что будущий президент проведет определенные реформы. В частности, допустит умеренный рост политической конкуренции; проведет реформу судебной системы; накажет явных коррупционеров. Кроме того, будут упрощены процедуры регулирования экономики, а также снизится поддержка неэффективных отраслей и компаний
Экономика станет более открытой для прямых иностранных инвестиций, особенно, для трансфертов технологий. Будет проведена частичная приватизация госкомпаний и финансовых организаций. Государство будет более активно инвестировать в стареющую инфраструктуру, а также поощрять инвестиции в крупные компании со стареющим оборудованием. Оно будет поддерживать тяжелую промышленность, фармацевтику, нанотехнологии и другие сектора, в которых у России есть конкурентное преимущество.
Правительство будет стремиться соблюдать бюджетную дисциплину и поощрять рост инвестиций.
Эти реформы нужны российской экономике, но проведены они будут слишком медленно, уверен Рубини. Сам Путин остается слишком консервативным человеком для этого, а богатые бизнесмены, фактически живущие за счет ренты с природных ресурсов, будут их всячески тормозить.