Финансовый кризис и усугубляющаяся рецессия оказались самым серьезным вызовом европейской валюте за всю историю ее существования. Многие страны по-прежнему хотят попасть под "зонтик" евро: с 1 января евро официально станет валютой Словакии.
15 государств еврозоны входят сейчас в фазу спада экономической активности, возможно, худшего со времен окончания Второй мировой. Крылья и без того менее конкурентоспособным экономикам Евросоюза подрезали новые учетные ставки ЕЦБ.
Отсутствие политического единства привело к тому, что национальные правительства беспорядочно стали выдавать антикризисные займы банкам и принимать меры по налоговому стимулированию.
Инвесторы встревожены: их беспокоят слабые страны еврозоны, такие как Италия или Греция. Эти страны могут объявить о дефолте по внешнему долгу или выйти из валютного союза.
Поэтому евро, желающий быть альтернативой доллару, в течение последних месяцев вел себя так неуверенно на мировых валютных рынках, потеряв примерно 15% своей стоимости по отношению к доллару.
Если в недавнем прошлом рынок правительственных облигаций в еврозоне "был настолько гармоничным, что совокупная ликвидность впечатляла", поясняет Стивен Джен, глава отдела валютных исследований в Morgan Stanley, то сейчас доходность облигаций в разных странах начинает все больше разниться. Особенно велики расхождения немецких бумаг по сравнению с Испанией, Италией и Грецией.
Более того, если рецессия окажется затяжной, то экономики Греции и Италии пройдут через болезненный экономический спад. Как утверждают некоторые инвесторы, скорее всего остальные страны еврозоны в случае глубокого кризиса окажут помощь этим странам. Не исключен и вариант того, что евро и ЕЦБ станут "козлами отпущения" – европейский блок скорее откажется от них, чем пойдет на болезненные реформы рынка труда, заключает издание.