Тимченко заявил в интервью газете "Коммерсант", что в России уже работает китайская компания Bureau of Geophysical Prospecting, которая ведет сейсморазведку в Западной Сибири.
"Своими технологиями на мировом уровне обладает CNPC, Huawei борется за лидерство в информационных технологиях нефтегазового сектора", - рассказал он газете.
"Есть очевидный тренд к сближению позиций с азиатскими партнерами, обусловленный и экономическими, и политическими причинами. Я думаю, западные санкции могут серьезно ускорить наше сотрудничество", - уверяет Тимченко.
Китайские компании, напомнил он, "в целом готовы" инвестировать в комплексное освоение российских месторождений (газа, нефти, угля, металлов), в энергетику, инфраструктуру, автопром и авиастроение. Россия, в свою очередь, по его словам, интересуется активной работой в Китае.
Усиливающиеся западные санкции заставляют власти и бизнес в России демонстративно разворачиваться в сторону Юго-Восточной Азии и, в частности, Китая. Неформальные ограничения, которые до сих пор действовали в отношении китайских инвесторов, сняты. Визиты, деловые советы и комиссии настойчиво предлагают им проекты в самых разных отраслях. Речь идет о перенаправлении экспорта нефти и газа, поиске новых источников инвестиций и получении технологий, доступ к которым ограничен санкциями.
Однако, предупреждают авторы другой статьи, опубликованной в "Коммерсанте" в понедельник, ожидания РФ относительно планов КНР воспользоваться украинским кризисом и войти в российские сырьевые активы, заплатив хорошую цену, могут оказаться завышенными. Власти КНР, хотя и не против воспользоваться окном возможностей, явно не намерены делать бесплатные подарки.
Так, за последний год китайские энергокомпании стали крайне консервативны в зарубежных вложениях, а госбанки жестко проверяют потенциальные проекты. Причина - в масштабной антикоррупционной чистке, которую начал в 2013 году Си Цзиньпин.
Еще одним фактором стали начавшиеся в Китае осенью 2013 года после третьего пленума ЦК амбициозные экономические реформы, одна из целей которых - повысить эффективность госкомпаний.
Консервативны в отношении России и китайские частные инвесторы. Предложения вкладываться в Россию встречаются ими крайне прохладно. Похожие настроения царят и среди частных инвесторов в Гонконге.
Напомним, Российско-китайский деловой совет был создан в 2004 году. С российской стороны организацию до мая этого года возглавлял бизнес-омбудсмен Борис Титов, со стороны Пекина - президент Китайской государственной судостроительной корпорации Ху Вэньминь. Совет объединяет свыше 150 крупнейших предприятий двух стран, при его содействии выполняются 27 торгово-экономических и инвестиционных проектов в РФ и КНР на сумму свыше 8,9 миллиарда долларов.
Гражданин Финляндии Геннадий Тимченко - бывший владелец швейцарской трейдинговой компании Gunvor, через которую поставляют нефть на Запад крупнейшие российские компании. 20 марта он вместе с миллиардерами Юрием Ковальчуком, Аркадием и Борисом Ротенбергами попал в санкционный список США, принятый в связи с присоединением Крыма к России. Минфин США заявил, что бизнесмены были включены в список как члены ближайшего окружения президента России. Позднее Вашингтон ввел ограничительные меры в отношении принадлежащих Тимченко компаний Volga Group, ООО "Трансойл", "Стройтрансгаз", "Русское время", "Авиа групп", "Сахатранс".
Через несколько часов после того, как стало известно о санкциях в отношении Тимченко, пресс-служба Gunvor сообщила, что за день до этого, 19 марта, бизнесмен вышел из капитала трейдера, продав 43,5% своему бизнес-партнеру, шведу Торбьерну Торнквисту за сумму, которую стороны сделки не раскрывают.
Аналитики предполагают, что в новом качестве главы Российско-китайского совета бизнесмен сможет продвигать в КНР и свои проекты в нефтегазовой и логистической сферах.