Председатель ЦБ Сергей Игнатьев перешедший в хроническую стадию отток объясняет плохим инвестиционным климатом и негативными ожиданиями инвесторов.
Состояние институциональной среды, условий ведения бизнеса последние 10 лет, согласно индикаторам замеряющих их Всемирного экономического форума и Всемирного банка, только ухудшалось. Но чистый отток не прекращался по крайней мере последние 18 лет, за исключением двух предкризисных лет и первой половины 2008 года. Можно сказать, что для России ситуация оттока характерна и обычна, считает издание.
Потоки капитала действительно зависят от множества факторов: это и бегство капитала состоятельных россиян, попавших в немилость Кремля, и перемещение бизнес-активов, динамика прямых и портфельных инвестиций и прочих трансфертов, перечисляет главный экономист "Открытия" Владимир Тихомиров. Но в целом значительная часть оттока связана с обслуживанием внешних долгов, считает Тихомиров: так, в 2011 году нетто-отток (80,5 млрд долларов) составил 56% валовых платежей резидентов по внешнему долгу.
В первой половине 2000-х гг. отток капитала формировался за счет долгов правительства: госдолг с 51% ВВП в 2000 году сократился до менее 5% к 2006 года, а в последние годы составляет лишь около 3%. В то же время практически не имевший долгов частный сектор начал, наоборот, активно заимствовать: внешний долг компаний и банков с менее 3% ВВП в 2000 год к началу кризиса в середине 2008 год вырос более чем до 30% ВВП.
Выплаты по долгам за 2008-2011 гг. составили 730 млрд долларов против $82 млрд за 2005-2007 гг., посчитал Тихомиров. Возможности же привлечения новых займов после финансового кризиса резко сократились, а у нерезидентов пропал интерес к рисковым развивающимся рынкам, к которым относится и российский.
Замминистра финансов Алексей Моисеев считает, что отток прекратится, когда упадут цены на нефть. Экономика просто не воспринимает тот объем денег, который может переварить, продолжает Моисеев: не созданы условия для того, чтобы поступающие нефтедоллары эффективно инвестировались.
Без системных структурных изменений приток капитала, скорее всего, приведет к формированию пузырей, говорит Моисеев: "Нужен не сам факт притока, а чтобы капитал приходил в экономически осмысленные проекты, в виде не спекуляций, а инвестиций в модернизацию экономики". Это возможно в результате изменения инвестиционного климата, добавляет он.