Российская экономика вновь привлекает внимание иностранных инвесторов, но они пока не стремятся наращивать свое присутствие в стране, пишет Wall Street Journal. Газета отмечает, что еще четыре года назад после дефолта Россия была изгоем на международном рынке. Однако теперь, в мире, который был потрясен корпоративными скандалами, банкротствами и кризисом в развивающихся странах, Россия "выглядит респектабельно".
Газета отмечает, что, в то время как мировая экономика замедляется, Россия три года подряд показывает значительный рост ВВП. Бюджет исполняется с профицитом, золотовалютные резервы - на рекордном уровне. Страна полностью и вовремя платит по долгам, доходность ее еврооблигаций снижается, а кредитный рейтинг растет. В прошлом году доходность ее фондового рынка была на втором месте в мире после Китая, отмечает "Интерфакс".
Тем не менее, свои деньги на российский рынок инвесторы несут крайне неохотно. В интервью WSJ зампред ЦБ Олег Вьюгин высказал мнение, что их отталкивает преобладание коррупции и бюрократический контроль государства, а также сильное неприятие иностранцев среди российских промышленников, особенно в провинциях.
"Необходимо бороться за инвестиции, а Россия не понимала этого долгое время", - считает банкир. "Правительство всегда говорило иностранным инвесторам, что есть все условия: "если не хотите работать здесь, то и не надо", - комментирует ситуацию с инвестициями Вьюгин.
Другие эксперты отмечают недостаточность усилий по снижению влияния бюрократии на экономику, медленное продвижение давно обещанных реформ в сфере государственной службы, банковском секторе, газовой и энергетической сферах.
Поэтому всплеск интереса к России пока не материализовался в большой приток прямых иностранных инвестиций. Более того, в первом полугодии инвестиции снизились на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года - до 1,9 млрд долл. Для сравнения, в Китае в прошлом году приток прямых иностранных инвестиций достиг 47 млрд.
В результате экономика России по-прежнему зависит от факторов, которые невозможно контролировать: цены на сырье, особенно - нефть. Когда цены не нефть растут, то Россия оживает - инвестиции, зарплата, уровень жизни и потребительский спрос увеличиваются. И наоборот. WSJ в этой связи приводит слова главного экономиста ИК "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова: "Россия похожа на наркомана, наркотиком стала нефть".
WSJ отмечает, что крупнейшие компании мира, в числе которых британская BP и американская Exxon Mobil, уже вкладывают значительные деньги в добычу нефти и газа в РФ. Продолжают расширение своего бизнеса такие сети розничных магазинов, как шведская IKEA и французская Auchan, французская автомобильная компания Renault рассматривает возможность возобновления сборки машин в Москве, а СП General Motor и "АвтоВАЗа" уже работает.
"Мы наблюдаем взлет интереса иностранных многонациональных корпораций, которые посылают в Россию делегации с целью изучения обстановки", - отметил экономист Никлас Сандстром из Citigroup. "Как правило, проходит от полутора до двух лет, пока подобный интерес материализуется в прямые иностранные инвестиции", - подытоживает он.