Проект закона о фирмах-однодневках был внесен в Госдуму еще в феврале по поручению президента. Он предполагал введение в Уголовный кодекс новой статьи, предусматривающей наказание за создание фирм-однодневок, а также приобретение и предоставление документов для их организации. Проект вызвал неоднозначную реакцию юристов: утверждалось, что проект сырой и не будет работать эффективно. В итоге до первого чтения законопроект дошел только в октябре.
Накануне профильный комитет подготовил и отправил на согласование в правительство новую версию документа (есть в распоряжении "РБК daily"). Документ существенно отличается по форме: депутаты предложили внести в УК две статьи вместо одной и разделили ответственность лиц, занимавшихся созданием или использованием юрлица для совершения преступлений, и тех, кто приобретает документы для организации фирм-однодневок.
Также в проекте сохранился самый спорный пункт - наказание за образование юридического лица. Однако в новой версии формулировка поменялась: наказывать предполагается за "образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а равно использование такого юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений". Также в проекте предусматривается более серьезное наказание за то же преступление, совершенное с использованием служебного положения или группой по предварительному сговору.
Обновленная версия законопроекта может стать окончательной, так как времени что-то менять у депутатов почти не остается, отмечает издание. Между тем и депутаты, и правительство настроены принять документ до конца этого созыва.
Чтобы внести документ в повестку дня Госдумы, его необходимо будет рассмотреть на Совете Думы, которых до конца года осталось два: 17 и 21 ноября. Таким образом, на завершение работы осталось меньше недели.
Поручение президента разобраться с фирмами-однодневками было правильным, говорит член комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган. Однако подготовленный правительством и профильным комитетом вариант не будет решать поставленной задачи, считает он. У депутата вызывает опасения формулировка об "использовании" юридического лица. "Деятельность любого предприятия можно назвать "использованием". Поэтому законопроект можно будет интерпретировать как для ловли мошенников, так и для разбирательств с конкурентами", - считает он.
В новой версии документа снова нет понимания, как доказать преступный умысел, говорит партнер юридической компании "Налоговик" Дмитрий Липатов. В проекте не раскрывается смысл понятия "предоставление документа", поэтому тут "недалеко и до объективного вменения - когда уголовное наказание наступит, даже если человек потерял паспорт и совсем не имел умысла на использование документа в преступных целях", считает он.