При этом число тех, кто не ощущает конкуренции или оценивает ее как незначительную, возросло с 21% в 2015 году до 25% в 2017 году. В пользу конкуренции для бизнеса твердо верят 36% опрошенных, 21% в этом сомневается, а 38% говорят о неоднозначности влияния. В опросе участвовали 1,1 тыс. респондентов, 83% - представители микропредприятий.
Уровень конкуренции признан высоким в таких отраслях, как производство стройматериалов, IT-сфера, пищевая и текстильная промышленность и транспортное машиностроение. Ниже всего она в электроэнергетике, газовой сфере и водоснабжении.
Среди тех, кто отметил увеличение числа конкурентов за три года (49% против 58% в 2015 году), 68% указали, что это происходило за счет появления новых российских компаний, а появление новых иностранных конкурентов отметили лишь 9% опрошенных.
Замглавы АЦ Татьяна Радченко пояснила, что большинство иностранцев ушло с рынка в 2015 году, в первый год введения санкций и девальвации рубля (21% респондентов сообщил о падении числа иностранных конкурентов в марте 2016 года), а новые еще не появились.
40% предпринимателей возлагают ответственность за снижение конкуренции на действия власти, 37% видят причину в изменении нормативно-правовой базы, 34% назвали причиной уход с рынка российских компаний, 8% - иностранных.
С 45% до 52% выросла доля тех, кто испытывает антиконкурентное давление отраслевых монополистов. Главными же барьерами для бизнеса участники исследования назвали недостаточный доступ к финансам и высокие налоги (эти факторы отметили по 53% респондентов), 41% сетует на нестабильность госрегулирования.
Кризисные явления мотивируют бизнес оптимизировать издержки, говорит Радченко, экономия остается самым популярным методом повышения конкурентоспособности продукции, следом идет обучение сотрудников.
Недовольство властью заметно выросло и на микропредприятиях, и в крупных компаниях. Кроме того, как считают в АЦ, недовольство бизнеса мог вызвать ряд спорных законодательных инициатив 2016 года, включая "пакет Яровой" и рост неналоговых платежей.