Комитет кредиторов имеет значительные полномочия. В процессе банкротства он может влиять на принятие важных решений и даже блокировать некоторые из них. Вполне естественно, что все заинтересованные стороны стремятся быть представленными в комитете кредиторов. Не исключение и главный акционер ЮКОСа - компания Hulley Enterprisers, владеющая 49% акций ЮКОСа.
Как пишет газета "Ведомости", Hulley Enterprisers, принадлежащая компании GML (бывшая Group Menatep), надеется, что временный управляющий включит ее в список кредиторов на том основании, что ЮКОС до сих пор должен GML 700 млн долларов. Этот объем задолженности остался от кредита на 1,6 млрд долларов, который Group Menatep выдала компании осенью 2003 года через банк Societe General. 30 апреля GML направила Ребгуну требование о включении ее в список кредиторов ЮКОСа.
Как заявил Тим Осборн, член правления GML, вопрос о будущих действиях компании более подробно будет рассматриваться на внеочередном собрании акционеров, которое пройдет 1 июня. По словам Осборна, у его компании достаточно прав на то, чтобы влиять на процедуру банкротства: "Мы - крупнейший акционер ЮКОСа и крупный кредитор. Поэтому рассчитываем, что в комитет войдет представитель Hulley", - сказал Осборн.
Представители GML уверены, что они попадут в список кредиторов: "Мы доверяем господину Ребгуну и не видим причины, по которой нас могут не включить в список кредиторов ЮКОСа", - уверен Осборн. Он говорит, что требование Ребгуну было направлено 30 апреля.
Российские эксперты говорят, что с формальной точки зрения отказать компании Hulley во включении в реестр кредиторов нет. Объем задолженности значительный, однако, как говорят некоторые специалисты, другие участники комитета кредиторов - Федеральная налоговая служба и компания "Роснефть" - вряд ли захотят видеть в комитете человека GML, который сможет влиять на процесс процедуры банкротства или блокировать некоторые решения.
Впрочем, как пишет газета "Ведомости", не разрешить GML войти в реестр кредиторов можно на том основании, что кредит ЮКОСу был выдан не на рыночных условиях и аффилированной структурой, а значит, требования GML не имеют юридической силы.
Но и без этого долги ЮКОСа слишком велики, чтобы GML получила значимый пакет голосов на собрании кредиторов. Если все долги компании коммерческим кредиторам, поставщикам и подрядчикам будут признаны, то пакет GML составит менее 4%.
Впрочем акционеры компании могут спасти ЮКОС, заплатив по ее долгам. Для этого компания имеет право предложить владельцам провести внеочередное собрание акционеров для одобрения допэмиссии акций. Менеджеры ЮКОСа такое предложение сделали, но акционеры пока на это не решились.
"Мы по-прежнему не хотим вкладывать деньги в ЮКОС. Зачем мне это делать, если российское правительство и так достаточно у меня украло? Другие акционеры могут думать иначе, но вероятность того, что GML будет инвестировать в ЮКОС, крайне мала", - заявил Тим Осборн.
Ранее топ-менеджеры ЮКОСа заявляли, что если не распродавать основные активы компании, то на расплату с кредиторами ей понадобится несколько лет. Единственный шанс кредиторов - распродажа ЮКОСа по частям. По оценке "Тройки Диалог", справедливая стоимость активов ЮКОСа лишь немногим уступает задолженности компании, составляя около 22 млрд долларов.
Все счета и активы ЮКОСа в России арестованы. Выручка ЮКОСа за девять месяцев 2005 года - 2,03 млрд рублей, чистый убыток - 2,92 млрд рублей. GML контролирует 60,5% его акций. Кредиторская задолженность ЮКОСа на 30 сентября 2005 года - 689,3 млрд рублей, в том числе перед ФНС - 247 млрд рублей. Второй по величине кредитор ЮКОСа - "Роснефть", которая выкупила банковский долг ЮКОСа на 455 млн долларов.