Три недели назад Медведев на Санкт-Петербургском экономическом форуме заявил, что к 2015 году будут приватизированы мажоритарные доли в 20 богатейших госкомпаниях России
Пресс-служба Президента России
Президент России Дмитрий Медведев, возможно, использует приватизацию как способ остаться на второй срок, пойдя таким образом по стопам Бориса Ельцина, пишет журналист влиятельной британской газеты The Financial Times.

Три недели назад Медведев на Санкт-Петербургском экономическом форуме заявил, что к 2015 году будут приватизированы мажоритарные доли в 20 богатейших госкомпаниях России. "Если этот план осуществится, российская экономика кардинально изменится, а некоторые сверхбогачи станут еще богаче", - пишет Чарльз Кловер на сайте FT.

Медведев - не первый российский президент, который применил этот гамбит для укрепления своих позиций при попытке переизбраться, цитирует британского автора InoPressa.

В 1996 году все ждали, что президент Ельцин, рейтинг которого составлял 3%, наверняка проиграет выборы Зюганову, напоминает автор. Но тогда Анатолий Чубайс "изобрел блестящую стратегию, гарантирующую победу, - распродать значительную часть госимущества путем печально известной программы "залоговых аукционов", создав новый класс собственников, которые в случае поражения Ельцина лишились бы всего; эти собственники сплотили свои ресурсы вокруг президента и обеспечили ему победу", - повествует журналист.

Теперь и Медведев на встрече с бизнесменами называет подготовку к программе приватизации слишком скромной. Кремлевский чиновник сообщил FT, что президенту задали все тот же вопрос, который все задают о выборах 2012 года, и он ответил, как отвечает всегда, что людям придется выбирать между его программой и программой Путина.

В любом случае слова Медведева указывают, что он разграничивает свою и путинскую программы и что его программа - это прежде всего продажа контрольных пакетов ряда самых прибыльных компаний, продажа участникам встречи.

Возможно, Медведев пытается создать электорат, которому будет очень выгодно его переизбрание, предполагает автор. Но российские олигархи имеют куда меньше влияния, чем при Ельцине. В любом случае, немыслимо, чтобы Медведев вступил в прямую конфронтацию с Путиным из-за кандидатуры в президенты, полагает автор.

Но, возможно, Медведев надеется, что высокопоставленные чиновники и бизнесмены, лично заинтересованные в программе, отговорят Путина баллотироваться.

Как относится к приватизации Путин, неясно, но вряд ли он готов продавать контрольные пакеты: в его президентство ряд крупных частных компаний были ренационализированы.

Со своей стороны, МЭРТ утверждает, что приватизацию мажоритарных долей можно осуществить лишь к 2017 году. Рассматриваются и другие варианты, которые позволят государству и после приватизации мажоритарной доли акций сохранить контроль.