Замминистра финансов РФ объяснил, почему в антикризисные меры не входит снижение налогов
palata-nk.ru
Для ведущих экономических держав снижение налогов должно стать важной антикризисной мерой. Так было решено на саммитах "большой восьмерки" и "двадцатки". Статс-секретарь - заместитель министра финансов Сергей Шаталов рассказал в интервью "Газете GZT.ru", почему в России снижение налогов если и происходит, то совсем не так, как хотелось бы бизнесу.

Отказ Минфина на предложение российских бизнесменов о введении двухлетних налоговых каникул по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, Шаталов объяснил тем, государство не может безвозмездного оказаться на два года от двух основных налогов: не на что будет осуществлять государственные социальные программы, платить пенсии, укреплять обороноспособность страны.

- Почему от снижения НДС мало проку
- ЕСН заменят на страховые платежи из-за падения отношения пенсии к зарплате
- О российской антикризисной налоговой программе в целом

"Если такая мера (налоговые каникулы) касается всех налогоплательщиков, то это триллионы рублей бюджетных потерь. Чем их заместить? Если речь идет о выборочном предоставлении налоговых каникул, то необходимо представлять, каковы приоритеты и критерии, кто попадет в круг избранных, кто и как будет принимать решения и насколько эти решения будут прозрачными, а также сколько это будет стоить", - считает замминистра.

Российские бизнесмены уверяют, что двух-трех лет им будет достаточно для того, чтобы вернуть госбюджету те средства, которые государство недополучит в результате снижения НДС, так как, по их расчетам, экономика после снижения начнет так бурно развиваться и налоговые поступления настолько вырастут, что все бюджетные потери будут компенсированы. Однако власти на это мало полагаются. Как сообщил Шаталов, правительственные эксперты смоделировали сценарии развития событий при различных вариантах (сокращение бюджетных расходов, заимствования на внутреннем и внешнем рынках, использование суверенных фондов).

"Самый позитивный сценарий давал дополнительный рост ВВП на 0,3% в первый год, 0,2% во второй и 0,1% в третий. После чего положительный эффект от снижения НДС исчерпывался. При этом в негативе потеря бюджетной устойчивости, дополнительная инфляция и еще ряд существенных последствий", - поделился невеселыми результатами расчетов замминистра.

Почему от снижения НДС мало проку

Поясняя, почему снижение НДС не даст серьезного экономического роста, Шаталов сообщил, что получить выгоду от этого можно только в том случае, если цена с учетом сниженного НДС, которую заплатит покупатель, останется той же, что и раньше, или хотя и меньшей, но непропорционально снижению ставки. Тогда разницу можно присвоить и направить ее либо на инвестиции, либо на потребление, либо перевести в какую-нибудь "спокойную гавань". Однако конечный потребитель в такой конструкции никакого снижения цен не заметит.

Кроме того, снижая НДС, мы открываем рынок импорту. Если цены не снижаются или снижаются непропорционально, маржа импортера, которую он получает при меньшем НДС, увеличивается. Соответственно, он получает дополнительные преимущества, а отечественные сторонники снижения будут требовать новых протекционистских мер.

Кроме того, НДС - самый стабильный источник доходов бюджета, в минимальной степени зависящий от мировой конъюнктуры и имеющий выраженную антицикличность, с этой точки зрения налог на прибыль является его полной противоположностью. Поэтому если снижать налоги, то предпочтительнее снижать налог на прибыль, считает Шаталов.

ЕСН заменят на страховые платежи из-за падения отношения пенсии к зарплате

Касаясь правительственных планов по замене с 2010 года единого социального налога (ЕСН) страховыми платежами, увеличивающими нагрузку на фонд оплаты труда, замминистра заявил, что это решение продиктовано демографической ситуацией и проблемой несбалансированности пенсионной системы в среднесрочной перспективе.

"Для определения уровня пенсий используется так называемый коэффициент замещения. Это отношение средней пенсии, которую получает пенсионер, к средней заработной плате. Этот коэффициент считается не для каждого гражданина, а в целом по стране и представляет собой усредненный показатель. Но даже в таком виде он демонстрирует тревожные тенденции: если в 2000 году этот коэффициент превышал 30%, то сейчас он стремительно приближается к 20%. И в инерционном сценарии - когда ничего не меняется - он уже в ближайшие годы выйдет на уровень 15-16%, а это недопустимо, поскольку мы не имеем права пожертвовать пенсионерами", - подчеркнул Шаталов.

О российской антикризисной налоговой программе в целом

В России принят антикризисный налоговый пакет, который оценен примерно в 560 млрд рублей на 2009 год. "Понятно, что это, скорее всего, завышенная оценка. В реальности сумма наверняка будет скромнее, но в любом случае она будет очень и очень значительная", - сообщил замминистра.