"Интерфакс" со ссылкой на пресс-релиз компании сообщает, что заявление о банкротстве и соответствующей реорганизации подано 14 декабря 2004 года в суд Хьюстона (штат Техас). В США заявление о банкротстве дает компании защиту от требований всех кредиторов на время реструктуризации бизнеса. ЮКОС сразу же попросил суд в США выдать предписание, которое бы позволило временно приостановить намеченный на 19 декабря аукцион по продаже "Юганскнефтегаза" - главной добывающей "дочки" опальной нефтяной компании.
"Законы США о банкротстве имеют всемирную юрисдикцию, касающуюся собственности должника, и компания ищет защиты собственности ее акционеров. Хьюстон является крупнейшим мировым нефтегазовым центром. У ЮКОСа есть активы и операции в этом районе. Кроме того, финансовый директор компании в настоящее время выполняет свои обязанности также из Хьюстона", - так поясняется в пресс-релизе факт подачи российской компанией заявления о банкротстве в американский суд. Первое слушание по делу ЮКОСа в американском суде началось в 20:15 по московскому времени. Следующее заседание состоится в четверг.
- Московский арбитраж: банкротить ЮКОС можно только по российским законам
Сегодня же, заявив, что больше не могут действовать в интересах акционеров, в отставку подали члены совета директоров Сара Кэри, Радж Гупта и Жак Косьюско. Об этом сообщил РБК представитель крупнейшего акционера ЮКОСа - гибралтарской Group Menatep. Всего в совете директоров ЮКОСа 11 человек, семеро из них - иностранцы.
Как сообщает РИА "Новости", после известия об отставке трех членов совета директоров (которая поступила раньше по времени), акции ЮКОСа потеряли в цене около 10%. В 13:46 ММВБ сообщила об остановке торгов акциями нефтяной компании из-за их падения. В Лондоне ADR на акции ЮКОСа подешевели на 17%.
Во вторник, между тем, истек срок подачи предложений по кандидатурам в новый состав совета директоров ЮКОСа, который будет рассматриваться на внеочередном собрании акционеров 13 января. "Коммерсант" утверждает, что компания так и не получила предложений ни от ее основного акционера, Group Menatep, ни от правительства (такую возможность рассматривало руководство ЮКОСа).
Таким образом, назначенное на сегодня заседание совета директоров компании может отменить январское собрание акционеров. В этой ситуации ЮКОС может прекратить работу и без объявления банкротства. Компанией просто некому будет управлять: большая часть членов нынешнего совета директоров требует снять с него полномочия, а топ-менеджеры компании скрываются за границей от возможных претензий со стороны Генпрокуратуры.
Впрочем, глава совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко утверждает, что члены совета директоров по отдельности уходить в отставку не могут. "Поскольку он (совет) был выбран на собрании акционеров кумулятивным голосованием, он и может уйти только весь, а не по одному человеку".
Банкротство - предсказуемый сценарий
Согласно сообщению компании, ЮКОС пришел к решению о реорганизации в связи с продажей основного добывающего актива компании "Юганскнефтегаза", а также потому, что все счета нефтяной компании были заморожены российскими властями, проводились бесконечные обыски в офисах, аресты сотрудников.
"Эти действия повредили ЮКОСу и лишили компанию способности вести нормальный бизнес", - говорится в сообщении.
Глава ЮКОСа Стивен Тиди заявил в пресс-релизе: "Руководство ЮКОСа работало неустанно и добросовестно весь прошлый год, чтобы установить диалог с российскими властями и попытаться найти компромисс, который предотвратил бы сегодняшнюю реорганизацию. Мы предложили более 70 вариантов урегулирования и публично заявили, что реорганизация компании возможна, если решение не будет достигнуто. Прискорбно, что мы не получили ни одного ответа".
Он также добавил: "Шаги, которые мы сделали сегодня, - это последняя возможность сохранить права наших акционеров, работников и клиентов".
О том, что банкротство ЮКОСа - окончательно решенный вопрос, стало ясно из заявления управляющего Group Menatep Тима Осборна, которое он сделал вечером во вторник информагентству Reuters. "Если голосование (20 декабря) состоится, тогда мы передадим наши полномочия Стивену Тиди, который возвращается (из Лондона) на собрание, - заявил Осборн. - Если "Юганскнефтегаз" уйдет за 10 млрд долларов, я не думаю, что есть иное решение, как признать компанию банкротом".
Покупатели на имущество, которое останется у ЮКОСа после продажи "Юганскнефтегаза", наверняка найдутся. Вне зависимости, позволят ли власти принять акционерам компании решение о ее банкротстве или нет. Бывший заместитель председателя правления банка МЕНАТЕП, президент Института открытой экономики Константин Кагаловский вчера заявил "Коммерсанту", что возглавляемый им инвестиционный консорциум направил предложение о приобретении тех активов ЮКОСа, которые останутся у него после 19 декабря. Впрочем, кому именно направлено это предложение и кто является участниками консорциума, он рассказывать отказался. Отметим, что впервые господин Кагаловский объявил о желании консорциума приобрести контрольный пакет акций ЮКОСа в июле. Ответа он так и не получил ни от ЮКОСа, ни от властей.
По сообщению Reuters, ЮКОС отсутствует в предварительном январском графике прокачки нефти на экспорт по трубопроводной системе "Транснефти" к портам Приморска и Новороссийска. Ежемесячно ЮКОС экспортирует через оба порта 700 тыс. тонн нефти. По неофициальной информации, нет заявок ЮКОСа и на поставку в январе и нефти по железной дороге в порт Мурманск.
По идее банкротство - лучший сценарий для акционеров в сложившейся ситуации, пишет ej.ru. В этом случае возникла бы предусмотренная российским законодательством очередность кредиторов, в числе которых Group Menatep. Но представить себе, что Российский фонд федерального имущества немедленно отменит аукцион по продаже "Юганскнефтегаза" в обеспечение заявления, поданного в американский суд, да еще ЮКОСом, - совершенно невозможно, отмечает издание. Дело даже не в юрисдикции, которую в России могут просто проигнорировать. Это невозможно по причинам, прежде всего психологическим.
Совершенно понятно, почему иск был подан в американский суд. Российский бы просто не принял такое заявление от ЮКОСа. Или принял бы, но рассмотрение назначил бы на потом, когда "Юганскнефтегаз" обретет нового хозяина. Скорее всего, и сам ЮКОС не рассчитывает всерьез на защиту своих российских активов с помощью хьюстонского суда. Просто менеджеры компании стремятся сделать все от них зависящее для спасения собственности акционеров. Акционеры в любом случае будут судиться с менеджментом ЮКОСа, как, впрочем, и с российскими властями. Но руководители компании смогут предъявить еще один аргумент, подтверждающий добросовестность их усилий по спасению компании.
Некоторые эксперты считают, что эффективнее было бы подать заявление о банкротстве в Международный трибунал в Цюрихе. Мол, юрисдикция этого суда для России выглядит более убедительной. Однако по негласным правилам суд не принимает к рассмотрению дела, связанные с политикой. Хотя в любом случае трудно себе представить, чтобы российские власти позволили хоть кому-нибудь спасти ЮКОС. Для Кремля это дело давно решенное, пишет издание.
Московский арбитраж: банкротить ЮКОС можно только по российским законам
Дело о возможном банкротстве нефтяной компании ЮКОС должно рассматриваться только по российскому законодательству и не может быть передано под международную юрисдикцию, заявил "Интерфаксу" источник в Московском арбитражном суде.
Подачу иска в американский суд источник агентства считает "уловкой адвокатов, направленной на то, чтобы собственники ЮКОСа избежали рассмотрения дела в арбитражном суде России". "Наше законодательство однозначно трактует, что дела о банкротстве рассматриваются по месту нахождения должника. Поэтому я не представляю, как в Техасе могут банкротить организацию, зарегистрированную в России", - сказал юрист.
Он также подчеркнул, что по международным нормам приоритет отдается национальному законодательству. В том случае, если идет спор с участием транснациональной компании и российской и наступает противоречие в толковании обязательств, тогда начинает работать международное арбитражное право. "Но в случае с ЮКОСом противоречий быть не может, поскольку в качестве должника выступает российская компания, поэтому дело должно быть рассмотрено только в России", - считает собеседник агентства.