Некоторые западные инвесторы сегодня всерьез считают Северную Корею выгодным местом для вложения капитала, каким бы невероятным это не казалось сторонним наблюдателям. По словам работающего на Дальнем Востоке британского инвестора Роджера Баррета, ему часто приходится участвовать в вечеринках, проводимых деловой элитой Пекина. Стоит только Баррету заикнуться о том, что он работает с Северной Кореей, встречная реакция в подавляющем большинстве случаев бывает одной и той же: "Атомными бомбами приторговываем?"
Подобный "черный юмор" вполне понятен: после того, как президент США Буш причислил Северную Корею к "оси зла", а ведущие мировые СМИ подняли шумиху насчет корейской атомной программы, большинство представителей делового мира предпочитают держаться от этой страны подальше, отмечает ВВС.
Тем не менее, это не останавливает 49-летнего Баррета, в свое время служившего в армии Великобритании и называющего себя "любителем приключений в мире бизнеса". Баррет вот уже как 10 лет ведет бизнес с Северной Кореей, а недавно он даже открыл в Пхеньяне филиал своей консалтинговой компании Korea Business Consultants. В настоящее время его компания оказывает услуги примерно 250 клиентам. Кроме того, Баррет издает журнал DPRK Business News Bulletin, который, возможно, является единственным современным бизнес-изданием в Северной Корее.
Баррет считает, что после того, как в 2002 году президент Ким Чен Ир объявил о начале экономических реформ, Северная Корея стала гораздо более привлекательной для западных бизнесменов. "Эта страна похожа на Китай 1980-х годов. Ход реформ отчетливо виден, и сегодня очень подходящее время для того, чтобы выходить на этот рынок", - уверен Баррет. И он не одинок в своей оценке текущей ситуации в Северной Корее. Иностранные инвесторы работали в этой стране даже в разгар "атомного" кризиса, и сейчас их число неуклонно растет. Эти люди воспринимают КНДР как богатую природным сырьем страну с ненасыщенным рынком. А это сулит огромные прибыли тем, кто начнет работать с ней первым.
Эти бизнесмены считают экономические реформы 2002 года реальным достижением и говорят, что Северная Корея в настоящее время постепенно движется по пути к рыночной экономике. По сравнению с этими оптимистичными оценками официальные отчеты ООН о состоянии дел в Северной Корее выглядят репортажами с другой планеты, сообщает Worldeconomy.Ru. По данным экспертов ООН, значительная часть населения страны в настоящее время недоедает или даже голодает. Кроме того, в Северной Корее происходят постоянные перебои с поставками тепла и воды, а большая часть местного населения зарабатывает в месяц менее 5 долларов. В свою очередь, представители США обвиняют северокорейские власти в причастности к международной торговле героином.
Однако этого недостаточно для того, чтобы заставить западных предпринимателей отказаться от экспансии на рынок КНДР. Сфера интересов представителей Запада весьма широка. Так, одна австрийская компания в настоящее время занимается экспортом из Северной Кореи произведенных там пианино. Телевизионная студия из Франции использует артистов из Северной Кореи при создании мультфильмов. Компания из Сингапура развивает северокорейскую индустрию туризма. Как ни странно, это направление бизнеса считается достаточно перспективным: сегодня многие туристические агентства Запада стремятся сотрудничать с Северной Кореей, предоставляя своим клиентам, быть может, последнюю возможность увидеть "настоящее" коммунистическое государство. Fila, Heineken и Nike спонсируют северокорейских спортсменов, а Heineken, помимо этого, рассматривает возможность открытия в стране своего пивоваренного завода.
Бизнес в Северной Корее: связь и связи
Германец Ян Холтерманн, владелец компании KCC Europe, занимается созданием в Северной Корее современной интернет-инфраструктуры. По его словам, в перспективе он надеется стать первым представителем Запада, который сможет использовать в своих интересах местные компьютерные дарования. Число пользователей интернета в стране крайне невелико, причем они вынуждены выходить в Сеть через провайдеров из Китая и платить за минуту связи более 1 доллара. Холтерманн предлагает своим клиентам неограниченный доступ в Сеть примерно за 700 долларов в месяц. Он надеется на то, что к концу года его услугами будут пользоваться не менее 2000 человек, главным образом крупные чиновники, представители агентств новостей и действующих в стране гуманитарных организаций.
Транспортная компания DHL работает в Пхеньяне с 1997 года, когда ее пригласило в страну местное правительство. Сегодня среди ее клиентов представители корейской легкой, текстильной и пищевой промышленности. По словам представителей самой DHL, ее деятельность в Северной Корее явно способствует ходу экономических реформ в этой стране.
Баррет также считает, что в этой стране есть реальные перспективы по ведению бизнеса в банковском секторе, добывающей промышленности, сельском хозяйстве и в телекоммуникациях. "Несмотря на всеобщую убежденность в том, что здесь "все плохо", достаточно просто выйти на улицу, и ты увидишь происходящие здесь перемены", - говорит Баррет.
Впрочем, вести бизнес в одной из самых изолированных от внешнего мира стран далеко не просто. Ключевую роль в успехе здесь играют связи, позволяющие пробиться через заслон бюрократии. По словам Джеральда Кора из сингапурской компании Maxgro Holdings, работающей на корейском лесном рынке, иногда для решения вопроса в Северной Корее бывает недостаточно даже знакомства с местным министром. "Необходимо говорить не с самим министром, а непосредственно с правительством, может быть не напрямую, а через тех людей, кто может оказать на них влияние", - уверяет он. "Очень важно заручиться расположением Дорогого Вождя: когда он что-то говорит, то это делается незамедлительно". Кор знает, о чем говорит. Его компания Maxgro Holdings через одного бывшего сотрудника ООН смогла привлечь к себе внимание Ким Чен Ира и вложила в развитие местной лесной индустрии уже 2 млн долларов, оговорив, что государство будет получать 30% доходов от этого проекта. Кор убежден в том, что этот проект имеет реальные перспективы: здесь полно прекрасной древесины, которая стоит намного дешевле, чем в любой другой точке планеты.
ВВС считает, что начатые в 2002 году экономические реформы были жестом отчаяния. Северной Корее было необходимо попросту выжить в новых условиях, когда она уже не могла вести бартерную торговлю со странами Восточной Европы и бывшего СССР. "У них не было иного выбора", - говорит британский бизнесмен Кейт Беннет, неоднократно посещавший Пхеньян с деловыми визитами. "Однако, эти люди пока плохо себе представляют, куда их заведут эти реформы". По мнению Беннета, на примере Китая Ким Чен Ир мог сделать вывод о возможности экономических преобразований без проведения параллельных реформ в политике, что его, безусловно, вполне устраивает. Пока еще рано говорить о том, удастся ли Северной Корее стать еще одним "азиатским тигром".