Словом, как сказал глава военного ведомства, в результате иракской войны "получился парадоксально выгодный для нас результат". И поблагодарил американцев за бесплатную рекламу.
Министр особо отметил, что особенно оживились потенциальные покупатели после того, как США обвинили Россию в незаконных поставках Багдаду некоторых российских систем. Напомним, в первые дни войны американские военные утверждали, что якобы из-за действия наших "глушилок" (аппаратуры радиоэлектронного подавления) американские летчики вынуждены бить по своим, бомбы с наведением не наводятся на цель, а ракеты Tomahawk улетают то в Турцию, то в Саудовскую Аравию.
Официально и Комитет по военно-техническому сотрудничеству, и "Рособоронэкспорт" комментировать слова министра отказались. Газете "Время новостей" В КВТС заявили, правда, что "министр обороны - фигура политическая, ему позволено говорить о тенденциях, а мы - организация коммерческая, говорим на языке контрактов". Пока, заявил источник, говорить именно о контрактах рано.
Тем не менее, прогнозы специалистов по поводу увеличения портфеля военных заказов - до 10-15%. Это означает дополнительно до 700 млн долл.
Можно ожидать, например, повышения спроса на переносные противотанковые ракетные комплексы типа "Корнет-Э", ручные гранатометы, приборы ночного видения. Многие страны имеют виды на компактный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) пассивной локации "Феникс", который может обнаруживать и сбивать воздушные цели. Возрастет спрос и на системы ПВО и тяжелую бронетехнику, считают эксперты.
Тем же, кому новые танки не по карману, Россия готова предложить программу модернизации. На вооружении разных стран мира остается не менее 12 тысяч Т-72. Они прекрасно зарекомендовали себя в условиях пустыни и жаркого климата. Их оснащение тепловизорами, приборами ночного видения, усиленным пушечным вооружением и "активной броней" может усилить их боевые возможности.
Впрочем, в целом эксперты довольно осторожны. Некоторые отмечают, что непоследовательная позиция по Ираку вынудит арабские страны ориентироваться на закупку вооружений во Франции и Германии. А постоянные партнеры вроде Сирии, Ливии и Ирана очень небогаты. К традиционным же крупным клиентам вроде Китая и Индии Штаты претензии пока не предъявляли.