Управляющей компанией одного из крупнейших НПФ заинтересовались прокуроры
Вести
Схема инвестирования пенсионных средств Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда (НПФ) заинтересовала Генеральную прокуратуру. Ведомство обратилось в Федеральную службу по финансовым рынкам с просьбой предоставить информацию о деятельности управляющей компании "ЮграФинанс", которая реализовывала инвестиционную программу для Ханты-Мансийского НПФ, пишет газета "Коммерсант".

Глава ФСФР Владимир Миловидов подтвердил факт обращения прокуратуры. Он также сообщил, что сейчас служба проводит проверку "ЮграФинанса", которая проходит параллельно с проверкой в Ханты-Мансийском НПФ. "Мы готовы сотрудничать с правоохранительными органами, если это потребуется, но пока нам нечего предоставить, поскольку проверка не завершена", - пояснил Миловидов.

Проверка в Ханты-Мансийском НПФ началась после того, как новое руководство фонда, назначенное после смены губернатора округа, с помощью Ernst & Young провело аудиторскую оценку результатов НПФ.

"По итогам проверки выяснилось, что реальная оценка активов фонда почти на 5 млрд руб. меньше балансовой стоимости", - говорит президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей Охлопков. Он поясняет, что такая ситуация сложилась из-за наличия в портфеле большого количества дефолтных облигаций, которые, несмотря на проблемы у их эмитентов, были оценены доверительными управляющими в 100% от номинала.

Среди таких бумаг в портфеле Ханты-Мансийского НПФ оказались облигации "Ханты-Мансийск Стройресурс", допустившие дефолт. Поручителем по бумагам выступает компания "Юграинвестстройпроект", которая создавалась специально для реализации инвестиционной политики Ханты-Мансийского НПФ, основным направлением которой были вложения в недвижимость через закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости (ЗПИФы), сформированными "ЮграФинансом".

Доля инвестиций в недвижимость у Ханты-Мансийского НПФ превышала треть всех активов пенсионных резервов и была самой высокой на рынке. Накануне стало известно, что следственный комитет РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу возбудил уголовное дело в отношении бывшего гендиректора "Юграинвестстройпроекта" Андрея Шишкина по ст. 201 ч. 1 УК РФ "Злоупотребление полномочиями".

Облигации "Ханты-Мансийск Стройресурс" в портфель Ханты-Мансийского НПФ покупала компания "ЮграФинанс". Всего же она управляла более чем третью активов НПФ, превышающих 24 млрд рублей. По словам Охлопкова, всего компании было передано 8,7 млрд руб. В понедельник фонд направил управляющей компании уведомление о расторжении договоров доверительного управления. Главной причиной этого Охлопков называет "введение фонд в заблуждение относительно реальной стоимости активов, находящихся в "ЮграФинансе".

Помимо переданных "ЮграФинансу" 8,7 млрд рублей напрямую от Ханты-Мансийского НПФ компания управляла еще почти 7 млрд рублей средств фонда. Это произошло в результате того, что в ЗПИФы недвижимости под управлением "ЮграФинанса" инвестировали и другие управляющие компании, с которыми у Ханты-Мансийского НПФ был заключен договор доверительного управления. "Фонд передавал деньги компании, та покупала ЗПИФы "ЮграФинанса", которая, в свою очередь, приобретала ЗПИФы третьей компании, которая тоже инвестировала в эти ЗПИФы.

В одной из таких цепочек наши деньги реинвестировались пять раз", - рассказывает Алексей Охлопков. Благодаря таким схемам общая сумма активов Ханты-Мансийского НПФ, сосредоточенных в "ЮграФинансе", составила на 1 июля 15,5 млрд рублей. Средства НПФ, инвестированные в ЗПИФы через другие компании, также будут выведены из "ЮграФинанса". "Поскольку в большинстве ЗПИФов наша доля составляет почти 100%, мы будем инициировать смену управляющей компании", - заявил Охлопков.

При этом у фонда есть опасения, что компания не сможет вернуть в полном объеме средства, которые в свое время получили от НПФ, поскольку "реальная рыночная стоимость этих активов меньше на 20-30%". "Сейчас основная задача - вывести то, что осталось, и как можно быстрее приступить к оздоровлению этих активов. Дальше мы будем думать, как возместить потери", - говорит Охлопков. При этом он указывает, что нынешнее законодательство никак не защищает инвесторов в подобной ситуации: "Недобросовестные управляющие могут указать на балансе любую цену активов, которая по факту будет в разы меньше".

Гендиректор "ЮграФинанса" Сергей Ануфриев заявил "Коммерсанту", что компания действовала строго в рамках законодательства. "Активы оценивались в полном соответствии с методикой ФСФР. Под дефолтные бумаги создавались резервы под обесценение. Большая часть бумаг досталась нам от других компаний. В нашем же портфеле доля таких бумаг была минимальной: 1-2% от переданной суммы", - говорит он.