"Ходорковский не является миллиардером, ни реальным, ни виртуальным", - говорится в заявлении адвокатов на сайте его пресс-центра. Адвокаты приводят свои расчеты того, чем сейчас владеет Ходорковский.
Ходорковский уже не акционер ЮКОСа и гибралтарской Group Menatep, которой принадлежит более 61% акций ЮКОСа. В январе он передал своему партнеру Леониду Невзлину, эмигрировавшему в Израиль, контроль над 59,5% акций группы. Лично Ходорковскому принадлежало 9,5% акций группы. Он отказался от этого пакета, но даже если приписать эти акции ему, их цена не так велика.
I. Стоимость доли Group Menatep в ЮКОСе: 1,4 млрд долларов (капитализация ЮКОСа в пятницу) х 0,61 (доля Group Menatep в ЮКОСе) = 854 млн долларов.
II. Стоимость 1% акций Group Menatep - 8,54 млн долларов. (Вся группа оценена исходя исключительно из текущей стоимости одного актива группы - НК ЮКОС).
III. Стоимость доли Ходорковского в ЮКОСе: 8,54 (млн долларов) х 9,5% = 81,13 млн долларов.
"На данный момент у Ходорковского нет не только миллиардов, но и сотен миллионов", - подводят итог юристы.
Адвокаты утверждают, что Ходорковский не получил даже те деньги, которые ЮКОС щедро выплачивал своим акционерам в виде дивидендов (3,61 млрд долларов за 1999-2003 годы). Group Menatep за это время получила 2,2 млрд долларов, еще 360 млн получил фонд Veteran Petroleum, акциями которого управляла группа. По их версии, эти деньги принадлежат Group Menatep. Часть реинвестировали в активы группы, в том числе выдавая кредиты ЮКОСу. Остатком менее 1 млрд долларов управляет Group Menatep.
Один из совладельцев Group Menatep - Михаил Брудно подтвердил "Ведомостям" эти расчеты.
А редактор российского журнала Forbes Максим Кашулинский заявил, что знал о такой реакции представителей Ходорковского. "Мы считаем, что у него есть не только ЮКОС, и все его активы оцениваются в 2,2 млрд долларов", - заявил он. О каких активах идет речь, главред уточнить отказался.
Руководитель аналитического отдела "Атона" Стивен Дашевский удивляется тому, как сильно сократилось состояние Ходорковского. "Он был основным владельцем компании в течение нескольких лет. Странно, что от былого состояния осталось менее 100 млн долларов, - говорит эксперт и добавляет: - Но на его месте каждый бы пытался приуменьшить свое состояние. Перед судом ему выгодно показать, что никаких миллиардов у него нет".