В четверг правительство рассматривало проект бюджета на 2003 год и приняло его за основу
Архив NTVRU.com

В четверг правительство рассматривало проект бюджета на 2003 год и приняло его за основу. Ключевые министры (Кудрин и Греф) называют его сбалансированным и реальным - пусть показатели его и не столь "амбициозны", как на этом настаивал Путин.

С критикой на проект, как водится, обрушился советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Он сразу заявил, что такие низкие экономические показатели - вина самого правительства. Например, используя нынешнюю схему оплаты внешнего долга из финансового резерва, правительство теряет прежде всего на инфляции. По его подсчетам, с начала 2002 года откладывая рубли для погашения долга, только на инфляции правительство потеряло 400 млн. долл., а на росте курса евро к курсу доллара потери составили еще 2,4 млрд. долл. В итоге Илларионов обвинил главу Минфина Кудрина в неэффективном обслуживании госдолга. Но это не единственная вина министра финансов, считает советник президента.

Оказывается, правительство непроцентные расходы (все, кроме тех, что идут на выплаты по внешнему долгу) не сокращает, как этого требует в бюджетном послании Владимир Путин, а наоборот, наращивает. Правда, здесь он ссылается на цифры не федерального, а консолидированного бюджета, который объединяет в себе федеральный, региональные и местные. Ссылаясь на эти показатели, Илларионов привел такие расчеты: в 2001 году непроцентные расходы составляли 32,2% от ВВП, в 2002-м - 35,6%, а в 2003-м - 35,8%. Увеличение непроцентных расходов на 1%, заявил Андрей Илларионов, означает автоматическое снижение экономического роста на 1%. Вывод советника президента, который приводит "Коммерсант", таков: "Сейчас экономика в стагнации, если не в рецессии, а ВВП уже два квартала не растет".

По данным господина Илларионова, объем российского ВВП в четвертом квартале прошлого года по отношению к третьему кварталу 2001 года сократился на 0,4%, а в первом квартале этого года по отношению к четвертому кварталу 2001-го снизился еще на 0,5%. Свои обвинения Андрей Илларионов завершил не экономическим, а политическим выводом: "Стагнация более опасна, чем рецессия, поскольку в случае, если признается, что экономика перешла в стадию рецессии, это способствует с политической точки зрения мобилизации усилий". То есть если бы российская экономика переживала откровенный спад, было бы даже лучше, ситуация диктовала бы мобилизацию того, что в России туманно зовется политической волей. Другими словами, тогда правительство точно отправили бы в отставку.

В правительстве пока экономического спада не признают, заявляя лишь, что "есть проблема общего дефицита территориальных бюджетов".

Что же касается непроцентных расходов, Алексей Кудрин утверждал, что на заседании рассматривается не консолидированный бюджет, а основные параметры федерального бюджета. В этом документе с этими расходами все в порядке: они сокращаются с 13% в 2002-м до 12,8% в 2003 году.