Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что финансирование растущих пенсионных и оборонных расходов на фоне сложной ситуации в экономике и проблем с поступлениями в бюджет требует "непростых и непопулярных решений" в налоговой сфере
© РИА Новости / Алексей Дружинин
Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что финансирование растущих пенсионных и оборонных расходов на фоне сложной ситуации в экономике и проблем с поступлениями в бюджет требует "непростых и непопулярных решений" в налоговой сфере.

"Время простых решений по бюджету прошло, это точно. Об этом мы и раньше говорили. Принимая значительные расходные обязательства в виде программы вооружений, увеличения пенсионных выплат, мы вынуждены будем принимать непростые и непопулярные решения. Сейчас это время пришло", - сказал Силуанов в интервью "Ведомостям".

При рассмотрении проекта бюджета 2015-2017 Минфин обращал внимание, что в то время, "когда принимались все эти затратные решения, у нас были совершенно другие прогнозы темпов роста экономики и поступлений в казну. Этих поступлений нет. А расходы-то приняли, и их надо финансировать", - напомнил министр.

В бюджетной стратегии Минфин предложил в 2016-2017 годах сократить все расходы на 2%, "все, потому что чем проще решение, тем оно понятнее и лучше реализуемо". Министерства, по его словам, сами должны решать, что "строить, а от чего отказаться, рассматривать предложения, как лучше, как дешевле и проще достичь результата госпрограмм".

Силуанов признал, что на практике повышение эффективности бюджетных расходов осуществляется очень тяжело. "Одно дело - слова, вот вроде правильно мы все говорим, а другое - принимать уже конкретные управленческие решения. К сожалению, второе очень тяжело дается - сразу возражают, что ресурсов нет, наоборот, есть дополнительные потребности и нельзя ни от чего отказаться. Вот такая практика сложилась. Ее надо менять. Мы подошли к той черте, где дополнительных возможностей государства по наращиванию расходов уже нет", - сказал он.

Россия должна сильнее сокращать расходы в благополучные времена и увеличивать их в кризис - так можно интерпретировать слова министра в интервью: "Если бюджетное правило и корректировать, оно должно учитывать фазы экономического цикла: в условиях сокращения темпов роста экономики мы могли бы иметь больше расходов, а в условиях ускорения роста можно расходы притормаживать", - заявил также глава Минфина.

Правительство задумалось о повышении НДФЛ на 1-2%

Правительство России рассматривает различные варианты пополнения доходов региональных бюджетов - повышение ставки НДФЛ на 1-2%, введение прогрессивной шкалы, отмену льготных ставок НДС для ряда товаров, сообщил Силуанов.

"Рассматриваются разные предложения: от введения налога с продаж - это порядка 200 млрд рублей - до повышения на 1-2% ставки НДФЛ или введения прогрессивной шкалы", - сказал министр.

По его мнению, можно было бы подумать и об унификации ставки НДС. "Есть целый ряд товаров, подпадающих под льготную ставку в 10%, в основном это продовольственные товары, при этом достаточно много лазеек для ухода от налогов, поскольку товарные группы, облагаемые по ставке 10% и 18%, пересекаются", - пояснил Силуанов.

До 2018 года прогрессивная шкала НДФЛ вводиться не будет. "Во всяком случае, на сегодняшний момент окончательных решений по НДС и НДФЛ нет", - сказал он.

Объясняя причины возможного повышения НДФЛ, министр напомнил, что налог является региональным и распределяется между бюджетами субъекта РФ и муниципалитетами, а ситуация с бюджетами регионов "острая". Сейчас в регионах, по его словам, 38% расходов - это выплата зарплат, что на 10 процентных пунктов больше, чем три-четыре года назад.

"Если сейчас не среагировать, дальше мы можем довести ситуацию до банкротства регионов, придется вводить временную администрацию, принимать экстренные антикризисные меры. Этого допускать нельзя", - подчеркнул глава Минфина.

Напомним, Минфин уже обнародовал основные параметры проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы. Оценка бюджетного дефицита в следующем году понижена до 0,4% от ВВП против 1% ВВП, заложенного в предыдущем трехлетнем бюджете. Дефицит в 2016-2017 годах прогнозируется на уровне 0,6%.

Для достижения этих показателей финансовому ведомству пришлось пойти на сокращение планировавшихся ранее расходов, включить в доходы поступления от приватизации "Роснефти", а также предложить несколько новаций в налоговой сфере, часть из которых уже вызвала возражения Минэкономразвития.

В проектировках бюджета заложено сокращение ранее условно утвержденных расходов - полностью в 2015 году (на 384 млрд рублей) и наполовину в 2016 году (на 420 млрд рублей). Расходы в целом сокращены в сравнении с предыдущим планом на 109 млрд и 416,7 млрд рублей соответственно в 2015 и 2016 годах.

Кроме того, правительству предстоит принять непростое решение о сокращении ранее заложенных в бюджет расходов на 2%. Это позволит сэкономить в 2016-2017 годах еще примерно 306 млрд рублей.

Но и этого недостаточно. Доходы бюджета за 2015-2017 годы сократятся на 1,5 п.п. ВВП, тогда как годом ранее расчеты на этот же период предполагали сокращение на 1 п.п. ВВП.

Алексашенко: бюджетная конструкция начала трещать

Сергей Алексашенко, экономист, первый зампред правления Центробанка в 1995-1998 в своем блоге на "Эхе Москвы" язвительно отреагировал на интервью министра финансов.

"Никому, конечно, не хочется увеличивать налоговую нагрузку... Но, с другой стороны, мы предоставляем и налоговые послабления", - цитирует он министра Силуанова, объясняющего причины повышения ставки отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Алексашенко уточняет: ставка налога распространяется на все отрасли; особенно тяжело это бремя для постиндустриальных секторов, где удельные расходы на оплату труда заметно выше. А вот налоговые послабления даются нефтяникам. Которые проели сверх-доходы, свалившиеся на них в последние годы, но при этом не захотели вложиться в модернизацию нефтепереработки.

"Вспомните отмену НДПИ по китайскому газовому контракту. Или отмену экспортной пошлины для поставок газа в Турцию. Или сумасшедшие по объему дотации Газпрому на подаваемый во Владивосток по трубе имени саммита АТЭС газ (12 млрд рублей в год). То есть, унизительная сырьевая зависимость российской экономики будет и дальше снижаться именно таким образом - через налоговые послабления сырьевикам", - резюмирует эксперт.