Закон запрещает коллекторам звонить должникам чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц, причем должник вправе отказаться от переговоров. Теперь из-за ограничений на контакт с заемщиками компании просто не успеют добиться возврата долгов, рассказали сотрудники нескольких агентств.
"Агентская" схема, при которой коллекторы не покупали портфели долгов, а брали в работу на время, как отмечает издание, фактически лишилась смысла. Взыскатели готовятся к массовым отказам должников от переговоров и, не дожидаясь этого, начинают судиться. Компания, инвестирующая в судебное взыскание, первые деньги получит через год, говорят участники рынка.
Вице-президент коллекторской компании "Кредитэкспресс" Виктор Семендуев напоминает, что до середины 2016 года исполнительное производство коллекторов не интересовало из-за дороговизны. В зависимости от размера требований госпошлина составляет от 400 рублей до 60 тыс. рублей.
Однако судиться теперь дешевле, чем вкладываться в дорогостоящую технику, (около 300 тыс. евро) - по закону коллекторы обязаны использовать лицензированное оборудование для записи звонков и обработки корреспонденции, а также хранить все записи до трех лет.
Гендиректор коллекторской компании ЭОС ("дочка" немецкой EOS Group) Антон Дмитраков ожидает, что в этом году в суде будет проходить более 60% взысканий против 20% годом ранее.
По оценке Семендуева, доля судебного взыскания может вырасти с 8% до 35-50% за 2017 год. Решение суда к тому же снимает с коллектора количественные ограничения на контакты с должником, напоминает Дмитраков.
Должникам с учетом штрафов, госпошлины, оплаты работы приставов судебное взыскание обходится дороже на 20%, отмечает издание.