Напомним, белорусский Минфин подсчитал, что потери бюджета от реализации налогового маневра в РФ в 2019 году составят около 300 млн долларов при цене на нефть 70 долларов за баррель. Потери возникнут из-за ожидаемого удорожания нефти для Белоруссии и снижения экспортных пошлин на нефтепродукты.
В пятницу им ответил Антон Силуанов, первый вице-премьер - министр финансов РФ, передает "Интерфакс".
"Россия не давала Белоруссии какие-либо обещания по выплате компенсаций за изменения налогового законодательства в России. Считаем такие изменения, в том числе налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, внутренним делом РФ", - заявил он журналистам в Москве.
По словам Силуанова, 13 декабря в ходе заседания Совмина Союзного государства тема компенсаций Белоруссии рассматривалась. "Россия предложила белорусской стороне обсуждать все вопросы экономического сотрудничества комплексно в русле наших совместных решений по исполнению Союзного договора 1999 года. К сожалению, многие положения этого договора в настоящий момент не выполняются. Необходимо придать новый импульс нашим отношениям в рамках ранее достигнутых договоренностей", - заявил он.
Отношения между Россией и ее ближайшим союзником никогда не были безоблачными: периодически между двумя государствами возникают конфликты по различным экономическим вопросам, которые зачастую сопровождаются резкими комментариями белорусского президента Александра Лукашенко.
В начале ноября Минск и Москва вступили в активную фазу переговоров о механизме компенсации белорусской стороне выпадающих доходов бюджета из-за начала реализации в РФ так называемого налогового маневра в нефтяной сфере. Механизм предусматривает поэтапное уменьшение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Налоговый маневр приведет к удорожанию нефти для Белоруссии и снижению экспортных пошлин на нефтепродукты, которые в настоящее время являются основным источником формирования профицита бюджета и направляются на погашение внешнего госдолга.
Стороны рассматривали два варианта компенсации - снижение стоимости нефти для Белоруссии или прямой межбюджетный трансферт. В Минске рассчитывают на согласование и утверждение механизма не только на 2019 год, но и на весь период реализации налогового маневра в РФ, то есть до 2024 года включительно.
При этом размер компенсации должен также учитывать весь объем поставок российской нефти, который закреплен межправительственным соглашением от 2007 года - 24 млн тонн в год. Годовой баланс поставок нефти из России в Белоруссию составляет 24 млн тонн, но фактически Минск закупает 18 млн тонн, остальные 6 млн тонн "перетамаживаются", то есть в белорусский бюджет перечисляются экспортные пошлины с этого объема.
Данная схема была согласована сторонами в апреле 2017 года. Согласно оценке экспертов Всемирного банка, Белоруссия будет вынуждена сокращать расходы бюджета, если не достигнет договоренностей с Москвой о компенсации выпадающих доходов из-за налогового маневра в России.
Тем временем в публичном пространстве вновь стали появляться сигналы о проблемах во взаимоотношениях двух стран.
Так, в ходе заседания Евразийского экономического совета 6 декабря президент Лукашенко обратил внимание на разные условия ценообразования для белорусских и российских потребителей газа. На это президент России ответил, что если бы для Белоруссии была рыночная цена газа, она была бы под 200 долларов за тыс. куб. м, а не 130 долларов, и предложил продолжить дискуссию о ценах на газ позже в закрытом режиме.
Впоследствии Лукашенко рассказал, что извинился перед Путиным за то, что в "нехорошей форме" инициировал дискуссию по газовому вопросу.
Затем в ходе встречи с белорусской делегацией вице-премьер РФ Дмитрий Козак отказался обсуждать компенсацию потерь от налогового маневра и предоставление скидки на газ "до принятия принципиальных решений о движении в направлении дальнейшей интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства". Этот же тезис вскоре озвучил Антон Силуанов.
В пятницу президент Белоруссии А.Лукашенко заявил: "Самым главным вопросом будет налоговый маневр, чтобы не было, что руководитель сдал Беларусь за "бочку нефти". Одновременно он не исключил, что встреча может и не состояться.