Экономический рост государства не сопровождается одновременным ростом чувства удовлетворения жизнью у его граждан
pnas.org
Экономический рост государства не сопровождается одновременным ростом чувства удовлетворения жизнью у его граждан. Гораздо важнее неэкономические факторы, влияющие на ощущение счастья у людей. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National academy of Sciences.

Авторы исследования доказали, что более высокий уровень жизни в определенное время в конкретной стране неизбежно вызывает большую удовлетворенность жизнью по сравнению с более бедными странами.

В то же время постепенный или даже бурный рост благосостояния нации в целом в более длительный период времени ни в развитых, ни в развивающихся странах не сопровождается аналогичным ростом уровня счастья граждан.

Эта на первый взгляд нелогичная взаимосвязь впервые была выявлена профессором Ричардом Истерлином из Университета Южной Калифорнии в 1974 году. Работа была проведена на примере населения западных стран, которые принято причислять к числу развитых и благополучных.

Получив название "парадокса Истерлина", эта взаимосвязь, крайне раздражающая политиков и чиновников многих стран мира, подвергалась множеству проверок и перепроверок другими научными группами.

В своей новой работе Истерлин и его коллеги использовали данные по странам с развивающейся экономикой, покрывающие в среднем 22-летний период истории того или иного государства. Ученые изучили 17 государств Латинской Америки, 17 развитых стран и 11 стран Восточной Европы, а также 9 менее развитых стран, включая азиатские и африканские.

Выводы, сделанные Истерлином более 30 лет назад, оказались справедливы - даже в странах с бурно развивающейся экономикой (Китай, Чили, Южная Корея) уровень удовлетворенности жизнью среди граждан не вырос.

"Если говорить простыми словами, то парадокс заключается в следующем: в определенный момент времени уровень благосостояния граждан внутри страны и при сравнении с другими странами корректно отражает степень их удовлетворенности жизнью, однако с течением времени уровень счастья в среднем по стране не растет с ростом экономики", - прокомментировал Истерлин свою публикацию.

По мнению автора статьи, причина этого парадокса может быть связана с ростом амбиций граждан, которые не позволяют им наслаждаться жизнью. Так, увеличение зарплаты влияет на уровень счастья только на короткое время, тогда как в долгосрочной перспективе улучшение благосостояния неизменно компенсируется увеличением ожиданий будущего роста.

"Если экономический рост не является гарантом роста удовлетворенности жизнью, то что же? Вероятно, политикам следует более прямолинейно подходить к рассмотрению непосредственных нужд людей, связанных, например, со здравоохранением и семейной жизнью, нежели с увеличением материального благосостояния", - подытожил ученый.