Прокуроры обратились в суд после того, как RUE не только выиграл дело в международном арбитраже в Стокгольме ("Нафтогаз" обязали вернуть трейдеру 12,1 млрд кубометров газа), но и почти легитимизировал это решение на территории Украины.
Как считает "Время новостей", иск касается одного из эпизодов соглашения между "Нафтогазом" и "Газпромом", которое в начале прошлого года позволило команде экс-премьера Юлии Тимошенко растаможить газ RUE.
Этот газ был закачан в ПХГ в режиме транзита и не мог быть изъят для нужд внутреннего рынка по таможенному законодательству Украины. Поэтому "Газпром" и "Нафтогаз" подписали на бумаге два контракта, согласно которому "Газпром" сначала купил у "Нафтогаза" 11 млрд кубометров, а затем продал обратно по той же цене. Второй договор послужил основанием для растаможки якобы импортного газа. Транзакция очень походила на притворную сделку и могла вызвать интерес у прокуроров.
Иск ГПУ вполне может усилить позиции обвинения по уголовным делам в отношении лиц, которые принимали и реализовывали решения по изъятию газа у RosUkrEnergo. Юлия Тимошенко на днях в интервью немецкой газете заявила, что якобы служба безопасности Украины готовится арестовать и ее.
Как заявил "Коммерсанту" начальник главного управления генеральной прокуратуры Украины Олег Кучер, "если суд поддержит наши доводы, то юридически будет дана правовая оценка событий того периода". При этом решение суда не предполагает подписания нового договора.
Это значит, что Rosukrenergo вернет себе 11 млрд кубометров газа, переуступка долга RUE "Нафтогазу" будет аннулирована, а "Газпром" окажется должен НАК 1,7 млрд долларов за транзит в Европу по территории Украины. Таким образом власти Украины хотят вернуть Rosukrenergo на рынок.
Напомним, что в начале 2009 года премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что смогла приобрести в портфель "Нафтогаза" 11 млрд кубометров газа, которые находились в украинских ПХГ и принадлежали швейцарскому трейдеру. Она утверждала, что "Нафтогаз" выкупил долг RUE перед "Газпромом" на 1,7 млрд долларов и провел взаимозачет на объем газа. Цена тысячи кубометров в результате оказалась 153 доллара. Проблема была в том, что взаимозачет был односторонним и трейдер своего согласия не давал.