Когда в каждом поколении доля работающих все меньше, а пенсионеров - все больше, происходит дисбаланс отношений между поколениями. Рост продолжительности жизни нынешних пенсионеров компенсируется повышением налогов на следующее поколение, в итоге каждое поколение платит больше, чем предыдущее, и получает больше, чем уплатило, - именно по такой схеме строятся финансовые пирамиды.
Повышение налогов или бюджетного финансирования - самые "простые" решения пенсионной проблемы, и Россия уже применила оба в 2010 году. Трансферт в Пенсионный фонд вырос с 1,5% ВВП в 2007 году до 5,5% в 2010-м, а ставки взносов - с 20 до 26%. Если следовать этой логике и далее, то к 2050 году либо ставка взносов должна увеличиться до 70%, либо бюджетный трансферт пенсионной системе нужно увеличить на 10% ВВП, при том, что все расходы федерального бюджета составляют около 20% ВВП, пишут Кудрин и Гурвич.
Рост налогов не стимулирует экономическую активность, следовательно, придется мириться с глубоким падением размера пенсий. Но с этим не согласятся пенсионеры. Они наиболее активная часть электората, а к середине века доля пенсионеров в численности избирателей вырастет с трети до половины.
У этого процесса еще один серьезный негативный момент: доминирование в структуре электората пенсионеров загоняет страну в "ловушку старости", и воля избирателей все больше смещается в сторону краткосрочных задач.
Кудрин и Гурвич убеждены, что и фискальные, и политэкономические проблемы можно решить увеличением пенсионного возраста по мере роста продолжительности жизни. Но это мера непопулярная - пенсионный возраст и населением, и правительством рассматривается как нечто незыблемое.
Расчеты Всемирной организации здравоохранения по 55 странам показывают, что вместе с ростом продолжительности жизни увеличивается и период здоровой жизни, происходит "инфляция возраста".
По здоровью, трудоспособности и ожидаемой продолжительности жизни россиянин, которому в 2030 году исполнится 65 лет, будет примерно соответствовать россиянину, которому сейчас 60 лет. В Дании, например, пенсионный возраст повышают постоянно и автоматически - вслед за ростом продолжительности жизни.
Граждане увеличение периода здоровой жизни не используют, чтобы побольше копить на старость, а предпочитают дольше работать. Поэтому оптимальная реакция правительства на старение населения - повышать пенсионный возраст, оставляя неизменными ставки взносов, указывают Кудрин и Гурвич.
По расчетам авторов, с учетом "инфляции возраста" к 2025-2030 годам пенсионный возраст может соответствовать 60-62 годам для женщин и 62-63 для мужчин.