Реальная стоимость японских активов, включая землю и акции, за последнее десятилетие, по оценкам экспертов, снизилась на 80-90% - и зарубежные компании поспешили воспользоваться сложившейся ситуацией.
В числе первых на японский рынок пришли американские и европейские автомобилестроительные концерны, в результате чего Toyota оказалась на сегодня едва ли не единственной в стране действительно японской автомобилестроительной корпорацией. Японские производители автомобилей традиционно подозрительно относились к зарубежным партнерам, однако в последнее время ситуация начала меняться: ярчайший пример этого - альянс Nissan с французской Renault.
Другим примером является объявленное на этой неделе решение швейцарского концерна Roche о приобретении за 1,6 млрд. долл. контрольного пакета акций японской фармацевтической компании Chugai. Еще недавно фармацевтический рынок страны считался совершенно недоступным для иностранных инвесторов.
На очереди и другие отрасли японской экономики. В ноябре в стране открылось представительство британской электроэнергетической компании IPR. Англичане намереваются приобрести крупные доли в нескольких электростанциях Японии, а в перспективе планируют даже построить собственную ГЭС.
Такова оборотная сторона экономического спада, который переживает страна в настоящее время: он, конечно, делает инвестиции в экономику менее привлекательными, чем прежде, но стратегические инвесторы в состоянии оценить огромный потенциал японского рынка.
По данным официальной статистики, в третьем квартале 2001 года объем зарубежных прямых инвестиций в экономику Японии составил 12,75 млрд. долл. В прошлом году этот показатель достиг рекордно высокой суммы - 26 млрд. долл.