Россия наняла нью-йоркскую юридическую фирму White & Case для консультаций о продаже акций крупнейшего российского производителя нефти ОАО "Роснефть", находящейся под европейскими и американскими санкциями
Moscow-Live.ru
Россия наняла нью-йоркскую юридическую фирму White & Case для консультаций по продаже акций крупнейшего российского производителя нефти ОАО "Роснефть", находящегося под европейскими и американскими санкциями. Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на два осведомленных источника.

В 2015 году юристы этой фирмы, имеющей представительство в Москве, были наняты Россией для участия в судебном процессе с экс-акционерами ЮКОСа. Они представляют в суде США интересы РФ, которая отказывается признать решение гаагского арбитража о выплате 50 миллиардов долларов компенсации.

Теперь та же компания должна попытаться найти способ решить проблему с санкциями, действующими в отношении "Роснефти" и лично ее главы Игоря Сечина, сообщил один из источников агентства на условиях анонимности, поскольку это решение не было обнародовано.

"White & Case не нарушают никаких законов о санкциях, но для фирмы будет сложно найти способ обеспечения сделки", - заявил Гэри Хафбауэр, специалист по санкциям из Института мировой экономики Петерсона в Вашингтоне. Эксперт считает, что крупные западные банки не возьмутся участвовать в организации продажи акций "Роснефти", так как боятся связываться с подсанкционной компанией, хотя инвестиции в нее формально не запрещены.

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев и представитель White & Case Эндрю Ньюшем отказались от комментариев, а представитель Минэкономразвития Елена Лашкина напомнила, что глава ведомства Алексей Улюкаев на днях сообщил о решении нанять юридического консультанта для подготовки продажи "Роснефти", передает РБК. Улюкаев в начале апреля сообщил, что основной акционер "Роснефти", "Роснефтегаз", отобрал юридического консультанта по приватизации акций "Роснефти", но отказался назвать компанию, уточняет агентство.

"Санкции Вашингтона не запрещают гражданам США, включая юридические фирмы, оказывать профильные услуги российскому правительству, - пояснил представитель Минфина США. - Мы не вводили санкций в отношении правительства России. При этом считаем необходимым отметить, что граждане США нарушат закон, если они облегчат транзакции, к которым граждане США могут и не иметь прямого отношения".

Государство владеет 69,5% "Роснефти" через компанию "Роснефтегаз". Немногим более 10% акций компании торгуется на биржах в Москве и Лондоне. Продажа госпакета в 19,5% нефтяной компании включена в план приватизации до 2016 года. В феврале первый вице-премьер Игорь Шувалов подписал директиву о подготовке к приватизации пакета, говорили РБК источники в правительстве. Российское правительство рассчитывает выручить за акции "Роснефти" по меньшей мере 500 миллиардов рублей (около семи с половиной миллиардов долларов).

"Несколько месяцев назад администрация США основательно надавила на банки, которые раздумывали над участием в организации возможного размещения российских суверенных облигаций, - рассказал Питер Херрел, бывший заместитель помощника госсекретаря по вопросам санкций. - Белый дом послал банкам абсолютно четкий сигнал, дав понять, что он рассматривает участие в андеррайтинге как идущее вразрез с внешнеполитическими интересами США".

С апреля 2014 года в отношении главы "Роснефти" Игоря Сечина действуют персональные санкции США. Американцам запрещено вступать с ним в деловые отношения. В 2014 году в отношении "Роснефти" были введены "секторальные санкции", призванные не допустить поставок компании технологий и оборудования для перспективных месторождений - сланцевых, шельфовых и арктических. В сентябре 2015 года на дочерние компании "Роснефти" официально распространились те же секторальные санкции, что и на головную компанию. Ограничения коснулись и доступа к финансированию - компании запретили занимать и размещать ценные бумаги на американском рынке более чем на 90 дней. Аналогичные санкции в отношении компании ввел также ЕС. Президент "Роснефти" Игорь Сечин в 2015 году жаловался, что санкции осложнили работу и "практически сделали невозможным привлечение новых финансовых ресурсов на международных рынках": "Это, безусловно, повлияло на капитализацию".

В конце февраля 2016 года помощник президента и председатель совета директоров "Роснефти" Андрей Белоусов заявил журналистам, что единственный способ приватизации компании - продажа пакета акций стратегическому инвестору с максимальной премией к рынку, и такая работа ведется.

Российские компании отстаивают свои интересы в США

В последнее время российские компании все более активно отстаивают свои интересы в США, отмечает Bloomberg. В феврале 2016 года "Сбербанк" нанял две лоббистские фирмы: Podesta Group, основанную Джоном Подестой, бывшим главой администрации Билла Клинтона, ныне руководящим предвыборным штабом Хиллари Клинтон, и его братом Тони, крупным лоббистом, собирающим крупные средства в фонд президентской кампании Клинтон, а также компанией The Madison Group. В уведомлении Podesta Group отмечается, что компания "будет оказывать помощь в вопросах разъяснения сферы охвата санкций…, оценки возможностей для ослабления санкций и отслеживании значимых событий, относящихся к указанным вопросам". Инвестиционная "дочка" "Сбербанка", компания Sberbank CIB, в апреле подтверждала РИА "Новости" наличие соглашения с Podesta Group.

ВТБ привлек вашингтонскую лоббистскую фирму Manatos & Manatos (M&M) для отстаивания интересов банка в вопросе финансовых санкций США, следует из раскрытия в электронной базе американского сената. Предмет лоббирования указан как "действия законодательной или исполнительной ветвей власти США, которые влияют на принятие американских санкций против связанных с Россией банков". Кроме того, ВТБ пользуется услугами юрфирмы Sidney Austin и утверждает, что "заключение подобных контрактов исключительно связано с продвижением бизнес-интересов группы ВТБ в США". "Решение о найме внешних консультантов является для нас частью стандартной бизнес-практики", - говорится в комментарии банка.

"Газпромбанк", в отношении которого также действуют санкции, в I квартале 2016 года заплатил 150 тысяч долларов юридической фирме Squire Patton Boggs, а в 2015 году 600 тысяч долларов для лоббирования интересов в Вашингтоне.