Мировой рынок нефти не перестает лихорадить с ураганов в США, когда цены на нефть марки Light crude на Нью-Йоркской товарной бирже вышли за отметку в 70 долларов за баррель, а баррель нефти марки Brent стоил 68 долларов. Тогда перестал казаться фантастическим сенсационный прогноз Goldman Sachs в 100 долларов за баррель.
Но в тот момент некоторые трейдеры еще были уверены, что даже при стоимости Light crude в 75-80 долларов снижение цен начнется к началу 2006 года. К концу октября 2005 года фьючерсы на Light crude на Нью-Йоркской товарной бирже действительно снизились до 60-61 доллара за баррель, а на Brent - до 58-59 долларов.
Но в начале 2006 года из-за усложнившейся геополитической обстановки и холодов в Европе нефть опять стала дорожать. И теперь уже мало кто верит, что цены на нефть смогут снизиться значительно – дешевая нефть закончилась в принципе.
Brent на IPE впервые в истории стоила более 70 долларов за баррель: 70,5 доллара - с поставкой в июне и 71,17 доллара - с поставкой в ноябре. Повышение цен было зафиксировано и в США, даже несмотря на то, что статистика показала повышение запасов нефти в мире.
По мнению аналитиков показательно даже не то, что взят исторический максимум, а то, что цены уже длительное время остаются очень высокими. Даже, если ситуация вокруг Ирана разрешится благополучно, то цены не снизятся ниже 50-60 долларов за баррель нефти. В противном случае есть все предпосылки для того, чтобы цены выросли до и 90-100 долларов.
Главные причины нынешнего роста цен на нефть – это напряженная обстановка вокруг Ирана и высокие прогнозы экономического роста в мире. Также на рост цен влияют волнения в Нигерии и ужесточение налоговой политики по отношению к нефтедобывающим компаниям в Венесуэле. Не последнюю роль играют и чисто психологические факторы, такие как ценовые ожидания инвесторов, которые уверены, что нефть будет только расти.
Как говорят в российских нефтяных компаниях, рост цен является положительным фактором только в рамках зарубежной добычи. Начальник отдела компании "Лукойл" по работе с инвесторами Геннадий Красовский указывает, что "в России налоговая система изымает у нас 90% из каждого нефтедоллара, если цена превышает 25 долларов за баррель".
Основная часть доходов идет государству, подтверждают представители Минфина, хотя компании также получают свою долю. Большая часть доходов будет стерилизована в стабфонде, а оставшаяся - направлена в бюджет.