Депутат Александр Лебедев внес в Госдуму поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовный кодекс. Сотрудников банков, которые своевременно не предоставляют компетентным органам информацию о сомнительных сделках, он предлагает лишать права работать в финансовом секторе на срок до пяти лет. А если суд установит, что менеджмент банка не предоставляет эту информацию, поскольку сознательно занимается отмыванием, то к уже установленным штрафам и лишению свободы добавится лишение права работать в финансовой сфере до восьми лет. Если же запрет на профдеятельность будет основным наказанием - то до 10 лет.
По мнению некоторых специалистов и депутатов, предложение Лебедева не имеет смысла. Во-первых, если люди, занимающиеся отмыванием, не боятся уголовного наказания, то вряд ли их смутит возможность потерять профессию. Кроме того, Центробанк и так не согласует кандидатуру высшего менеджера, если до этого он работал в банке с отозванной лицензией, говорят эксперты.
Впрочем, есть и сторонники идеи. Так, отдельные специалисты полагают, что закон может лишить нечистых на руку банкиров профессиональной команды. Так как, рядовые сотрудники банка, которые сейчас понимают, что им при проведении сомнительных операций ничего не грозит, будут опасаться потери права работы по специальности.
Сами банкиры, как пишет газета "Коммерсант", опасаются ужесточений. Григорий Гусельников, первый вице-президент Бинбанка, заявил: "К сожалению, у нас часто действует презумпция виновности банкиров - случись что, сразу они виноваты. Между тем для того, чтобы заниматься отмыванием, вовсе не обязательно работать в банке. Я вообще убежден, что две трети объема "обналички" делается в интересах чиновников. Закон, может быть, и неплох. Но главное - чтобы факт обвинения был юридически доказан".
Дмитрий Еропкин, президент банка "Российский кредит", полагает: "Такая мера будет достаточно действенной, но вопрос в инструментарии. Закон может стать очередным инструментом давления на бизнес".
Сам Лебедев признает, что его предложения "скорее идеологические". Лебедев считает нужным ограничить операции с наличностью, поскольку лазейки в законодательстве, по его мнению, позволяют банкам заниматься незаконным обналичиванием. "В одной Москве около 800 банков, и только 30% из них - крупные. По моим подсчетам, годовое содержание банка обходится примерно в 5 млн долларов. Заработать столько на законной деятельности маленькие банки не могут, поэтому очевидно, что они занимаются незаконной деятельностью, например обслуживают рынки, игорный бизнес и сомнительные сделки с недвижимостью", - говорит Лебедев.
Стоит отметить, что формулировки "антиотмывочных" статей касаются не только банкиров, но и всех должностных лиц, в том числе и членов совета директоров акционерных обществ, и предпринимателей без образования юридического лица, и должностных лиц внутреннего контроля компаний: бухгалтеров, аудиторов, финконтролеров.