После того, как банкротство Lehman Brothers в середине сентября спровоцировало обвал на мировых фондовых рынках и фактически парализовало кредитные рынки, российская банковская система фактически оказалась парализованной.
Деловой портал отмечает, что октябрь выдался урожайным на обещания правительства дать денег банкам "на поддержание финансовой системы", а, по сути, на борьбу с кризисом, наступление которого никто из чиновников не признавал вплоть до конца ноября. В течение одного только месяца объем озвученных правительством мер достигло 3,5 триллионов рублей.
Это было воспринято населением как сигнал к тому, что экономика страны и ее банковская система находятся на грани коллапса. А поскольку единственный доступный с 1998 года рецепт подготовки к кризису - покупка долларов, население потянулось в обменные пункты. В результате объем продажи наличной валюты побил в октябре рекорд этого года и составил 11,2 миллиарда долларов. При этом помимо наличной валюты население конвертировало свои рублевые вклады, а общий спрос на иностранную валюту в октябре составил 16,9 миллиарда долларов.
Параллельно в октябре население опустошало банки, забирая рублевые депозиты. Один только Сбербанк лишился за месяц 94,8 миллиарда рублей. При этом валютные вклады в банках октябре росли - по данным Банка России, прирост за месяц составил 11,1%. В ноябре тенденция продолжилась за тем лишь исключением, что отток с рублевых вкладов замедлился, а приток на валютные вдвое увеличился - рост валютных депозитов в крупнейших российских банках составил 22,9%. Это позволило большинству банков зафиксировать по итогам ноября приток вкладов.
По информации газеты "Ведомости", банкиры объясняют приток вкладов в банки снижением нервозности населения и изменением структуры вкладов: наученные кризисами вкладчики предпочитали переводить средства в валюту. Банки им, как могли, помогали, пишет газета, вводя мультивалютные вклады, предлагая переводить рублевые депозиты в долларовые без потери процентов за досрочное расторжение депозита и отменяя комиссию за конвертацию.
При этом газета отмечает, что рост валютных пассивов опасен для банков - чтобы избежать курсовых рисков, им придется выдавать кредиты в валюте. Потери на курсовой разнице уже заставляет ряд российских компаний нести многомилионные убытки, и банки, привлекающие у населения валюту, могут пострадать от политики ЦБ, направленной на ослабление национальной валюты.