Продолжение спада Минэкономразвития связывает с ускорением падения внутреннего спроса - инвестиционной активности, конечного потребления, с продолжающимся сокращением запасов, пишет газета "Ведомости".
Инвестиции в основной капитал во втором квартале упали на 20% после падения на 15% в первом квартале, оборот розницы (один из индикаторов потребления домохозяйств) - на 5,6% после снижения на 0,1% соответственно.
По расчетам Центра развития Высшей школы экономики, сокращение запасов предприятий (сырья, готовых товаров для перепродажи, незавершенного производства) в январе-марте обеспечило экономике 8 процентных пунктов падения из 9,8%. А во втором квартале - почти 14 процентных пунктов.
"Если бы не продолжение сокращения запасов, то уже во II квартале ВВП мог вырасти на 3%, а не упасть на 10,9%", - цитирует газета заместителя гендиректора Центра развития Валерия Миронова.
До кризиса забивали склады в расчете на рост цен, объем запасов достиг почти трети ВВП. "Запасали все: сырье, которое непрерывно дорожало, готовую продукцию в расчете на рост спроса", - вспоминает Миронов.
Кредитование экономики прекратилось сразу, сокращение запасов связано с его отсутствием, считает экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева: "Идет проедание из-за нехватки оборотного капитала".
Нефтяное изобилие не стимулировало изменений в структуре российской экономики: нет практически никаких успехов в проведении многих реформ - ни для снижения вмешательства государства в экономику, ни для развития конкуренции, ни для развития несырьевой экономики, констатирует МВФ.
Из кризиса экономику вытянет тоже нефть, считает Цепляева: оживление мирового спроса поддержит производство и только после этого банки начнут его кредитовать.
С очисткой от сезонности ВВП в первом квартале упал к четвертому на 9%, а во втором к первому - на 0,5%, посчитала она: "Падение почти прекратилось, и в третьем квартале ко второму возможен рост".
В годовом выражении рецессия будет длиться еще несколько кварталов, говорит Цепляева: "Слишком сильно упали".