"Лукойл", публично заявивший о своем интересе к активу, по словам президента "Башнефти", оценил компанию слишком дешево: "Лукойл" - достойная компания, успешная, умелая. Но только один "Лукойл", больше никого не видно. Если бы я был на месте "Лукойла", то я бы ждал и торговался. Будучи единственным покупателем, я бы старался максимальными усилиями сбивать цену, что, собственно, похоже, уже и происходит. Вагит Юсуфович (Алекперов, глава компании) говорил о большой премии к рынку, а Леонид Федун (вице-президент "Лукойла") совсем недавно сказал, что "Башнефть" и так стоит слишком много, какая еще премия... В общем, такие разговоры уже пошли", - приводит слова Корсика ТАСС.
Корсик предложил начать процесс приватизации компании с SPO (вторичного размещения) 10% акций и одновременно искать стратегического инвестора для продажи оставшейся доли. "Мне кажется, что правильнее было бы идти двумя параллельными курсами: готовить компанию к варианту SPO, как было в 2014 году, тестировать рынок, готовиться полным ходом - это создает конкуренцию для любых стратегов. Параллельно разговаривать со стратегами и организовать прозрачный и понятный процесс", - пояснил он. Эта альтернативная схема приватизации компании, как объясняет "Коммерсант", по замыслу Корсика, должна создать конкуренцию среди инвесторов.
Разместить весь пакет на рынке нельзя, но 10% - вполне продаваемый объем. Об этом ему, по его словам, сообщили иностранные крупные инвестфонды, с которыми он консультировался, пишут "Ведомости".
Корсик также не исключил, "что многие желающие купить "Башнефть" хотят купить ее за деньги "Башнефти": "Взять короткий кредит, купить за эти деньги "Башнефть", потом перекредитовать "Башнефть" так, что она не сможет дышать, не сможет инвестировать, не сможет делать ничего, выжать все сливки и в какой-то момент раствориться под тем или иным предлогом", - рассказал глава "Башнефти".
Он добавил, что государство при приватизации компаний должно потребовать от всех потенциальных стратегов раскрыть бенефициаров: "Мы у всех требуем раскрытия бенефициаров - у поставщиков, подрядчиков. Я считаю, что государство должно потребовать раскрытия бенефициаров у всех потенциальных стратегических инвесторов".
"Башнефть" входит в список активов, приватизируемых в 2016 году. В конце 2014 года "Башнефть", контрольный пакет которой с 2009 года принадлежал АФК "Система" Владимира Евтушенкова, по решению суда перешла в собственность государства. Позже 25%+1 акция нефтекомпании были переданы на баланс Башкирии. Дочерние общества "Башнефти" имеют на своем балансе 4,67% акций НК, 15,59% - у прочих юридических лиц, в том числе номинальных держателей. Еще 4,66% акций компании владеют физические лица.
Сейчас государству принадлежит более 75% "Башнефти" (50% плюс 1 акция - у Росимущества, еще 25% плюс 1 акция - у Башкирии). При этом в правительстве РФ еще не определились даже с величиной продаваемого пакета, но наиболее вероятна продажа контроля в компании. В ожидании приватизации стоимость обыкновенных акций "Башнефти" выросла с начала года на 30%. Капитализация "Башнефти" на Московской бирже во вторник, 12 апреля, днем составляла 392 млрд руб.
Единственный претендентом на покупку пока остается "Лукойл". Глава "Интерроса" Владимир Потанин и основной владелец "Альфа-групп" Михаил Фридман заявили, что не интересуются приватизацией "Башнефти". Президент АФК "Система" Михаил Шамолин в ходе Биржевого форума 12 апреля заявил, что АФК "Система" не намерена принимать участие в приватизации "Башнефти": "Два раза в одну реку не входим", - сказал он.