Бутан: страна, заменившая ВВП индикатором "валового национального счастья"
www.unesco.org

Маленькое азиатское королевство Бутан нашло секрет благополучия и заменило понятие валового внутреннего продукта более уместным индикатором - "валовым национальным счастьем".

The Wall Street Journal, статью которой публикует Inopressa, анализирует феномен буддийского государства, поставившего счастье во главу угла национальной политики.

Несмотря на то что Бутан входит в число беднейших стран мира, почти все студенты, обучающиеся за границей, после получения степени возвращаются на родину. Все они называют одну причину: правительство Бутана не только улучшает здравоохранение, образование и окружающую среду, оно активно добивается более эфемерной цели - счастья нации.

Пять лет назад у Таши Вангьяла было все: степень магистра философии, полученная в Кембридже, красивая подружка и заманчивое предложение от консалтинговой фирмы в Лондоне. Но обладатель стипендий бросил все ради работы за 120 долларов в месяц в Бутане, изолированном буддистском королевстве в Гималаях. Решение уроженца Бутана поразило его университетских друзей, особенно выходцев из соседних Индии и Непала, мечтавших о высокооплачиваемой работе за границей. Но Вангьял долго и напряженно думал о другом предмете, занимающем умы его соотечественников - о счастье. "Чем больше я путешествовал и жил за границей, тем больше ценил то, что есть у нас на родине", - говорит он.

Несколько лет назад правительство Бутана полностью отказалось от привычных индикаторов прогресса, заменив их новой моделью, "валовым национальным счастьем" (ВНС), на которую обратили внимание исследователи и аналитические центры всего мира. Хотя ВНС нелегко нанести на диаграмму и классифицировать, концепция Бутана включает в себя все, от защиты природных ресурсов до пропаганды национальной культуры и обеспечения демократического правления, что призвано заложить основу счастья граждан.

"Бутан - очень редкий, может быть, единственный в мире, пример страны, поставившей счастье в центр стратегии своего развития, говорит Рон Коулман, директор GPI Atlantic, канадской некоммерческой организации, изучающей качество жизни. - Они жертвуют ближайшей выгодой ради долгосрочного социального здоровья".

Бутан не единственный ставит под сомнение осмысленность оценки материального благосостояния без учета более всеобъемлющего чувства свершения. В прошлом году World Values Survey, организация социологов из разных стран, опубликовала доклад, где государствам были присвоены рейтинги счастья.

Как минимум одна маркетинговая фирма в США проявляет интерес к модификации старой модели ВНП с учетом благополучия. А американская исследовательская и социологическая служба Gallop Organization попросила Эда Дайнера, профессора психологии из Университета Иллинойса, создать национальный индекс благополучия. Хотя инициатива только что появилась, "целью является создание того, что будет появляться в углу телеэкрана рядом с индексом Dow Jones", говорит он.

Как явствует из доклада Дайнера, когда общества достигают определенного уровня благосостояния, доходы перестают быть фактором, влияющим на уровень удовлетворенности людей своей жизнью. Эмоциональное здоровье не обязательно определяется банковским счетом, скорее - качеством социальных взаимоотношений, удовольствием, получаемым от работы, стабильностью занятости, демократическими институциями и ситуацией с правами человека.

Эмоциональное благополучие - это то, чего король Бутана Друк Гьялпо Джигме Сингье Вангчук добивается для своих подданных с момента восшествия на престол в 1972 году. Как и Дайнер, король искал альтернативу привязке прогресса к ВВП. Его философия была такой: ВВП мало что говорит об истинном богатстве нации. Лидеры должны добиваться не только материального благосостояния, но культивировать и внутреннее удовлетворение.

Генеральный план

Концепция была официально оформлена в 1998 году, когда премьер-министру Льонпо Джигми Тинли поручили сформулировать новый генеральный план правительства, получивший название "Четыре столпа счастья". Эти столпы - устойчивое экономическое развитие, охрана окружающей среды, пропаганда национальной культуры и хорошее правление - создают условия, "в которых каждый человек сможет добиваться счастья, имея возможность добиться успеха", поясняет Тинли.

Крошечное королевство с населением в 828 тысяч человек должно было провести реформы, которые стимулировали бы экономическое развитие. Это означало необходимость надолго отдать здравоохранению, образованию и социально-экономическому обслуживанию приоритет перед другими нуждами инфраструктуры. Для этого более четверти годового бюджета страны отходило больницам и школам.

Второй столп, охрана окружающей среды, так же стал приоритетом в новой схеме развития страны. Вместо того чтобы настежь распахнуть двери иностранным инвестициям и распродавать драгоценные природные ресурсы, страна поставила инвесторов в тупик, запретив экспорт необработанного леса и ограничив количество туристов 6 тысячами в год.

Третий столп, поддержку культуры, сочли важным для сохранения духовного равновесия. Связь подданных с религиозными обрядами была частью королевского генерального плана.

И последней целью было хорошее управление. В 1998 году король ускорил процесс демократизации, добровольно сложив с себя часть полномочий. Сегодня совет министров избирается, он наделен всей полнотой исполнительной власти.

Социальные улучшения

Тинли стремится доказать, что его страна не принесла развитие в жертву счастью, и социальные индикаторы это подтверждают. С 1985 года продолжительность жизни увеличилась с 48 до 66 лет. За этот же период детская смертность снизилась со 142 смертей на тысячу до 61. Уровень грамотности среди населения вырос с 23% до 54%, а в 2003 году в стране открылся первый университет. Кроме того, количество учреждений здравоохранения выросло с 65 в 1985 году до нынешних 155.

Экономические перспективы страны тоже улучшаются. ВВП Бутана за последние годы вырос примерно на 45%, с 445 млн долларов в 1999 году до 645 млн долларов в 2003. Хотя ВВП соседнего Непала намного выше, он отстает от Бутана в сфере образования и экологии. В Бутане более 90% детей получают пятилетнее образование, а в Непале только 62%.

Впрочем, Бутан не утопия, и в последнее время здесь происходят негативные изменения. Королевсво переживает минибум в строительстве, и когда-то первозданный пейзаж усеивают новые здания.

Пять лет назад в Бутане нашлась работа первому психологу, Ченчо Дорджи. "Среди молодежи мы отмечаем более высокий уровень тревожности", - говорит Дорджи. Он связывает это с отсутствием гарантий занятости. "Мы видим резкое увеличение численности населения из-за улучшения здравоохранения. Но родителей тревожит будущее детей".

Сказалось и запоздалое появление современных СМИ и технологий. Телевидение в стране разрешили в 1998 году, а сотовые телефоны появились лишь в прошлом году. "Внезапно мы осознали, что являемся растущим материалистическим обществом", - говорит Дорджи.

Стресс и алкоголизм тоже на подъеме. Но спросите любого местного жителя, действительно ли бутанцы счастливее всех в мире, и, скорее всего, ответ будет утвердительным.