Подобная нестабильность опустошает резервы центральных банков и заставляет их принимать решения о выкупе компаний, отмечают эксперты.
В текущем месяце колебания курсов составили 23% в годовом выражении, что почти вдвое превышает уровень 1998 года (13%), когда Россия провела девальвацию рубля, и втрое больше уровня 2001 года во время аргентинского дефолта, согласно данным Bank of America Corp.
Инвесторы ожидают, что волатильность валют emerging markets в предстоящем году достигнет 25%, а развитых стран - 18%, заявили аналитики JPMorgan Chase & Co., опираясь на расчеты динамики опционов.
Кризис, который начался с коллапса американского ипотечного рынка, заставил Россию потратить 19% резервов, чтобы укрепить курс рубля, снизившийся с августа на 13% Украина и Венгрия были вынуждены обратиться за помощью к международным организациям.
"Развивающиеся страны отправлены в больницу с заболеванием, которое не является их виной. Риск заражения от развитых стран весьма высок, и это увеличивает волатильность", - полагает глава глобального подразделения валютных исследований Morgan Stanley в Лондоне Стивен Джен.
Венгерский форинт, южнокорейская вона и южноафриканский рэнд потеряли за последние три месяца более 22% своей стоимости. Венгрия, Южная Африка, Турция, Польша и Словакия входят в "группу риска", их экономика может пострадать больше других, поскольку уровень частных сбережений в них опустился ниже 20% ВВП, а это отпугивает инвесторов, утверждает глава аналитического отдела по развивающимся рынкам Bank of America Corp. в Нью-Йорке Лоренс Гудман.
Во время предыдущих кризисов "развитые страны были в хорошей форме, проблемы были локальными, и способы их решения были более очевидны", отмечает Стивен Джен. Сейчас же даже девальвация вряд ли поможет экспорту развивающихся стран, заключил он.