"Сравнение выходов из двух кризисов – 1997-98 годов и 2008-09 годов - показывает, что нынешний экономический подъем является в целом гораздо более мощным, чем десятилетие назад, и за исключением инвестиций и строительства представляет собой настоящий экономический бум", - утверждает Илларионов.
"Данные говорят о том, что в промышленности кризис завершился в феврале 2009 года, в марте начался рост промышленного производства. В целом для экономики кризис завершился в мае 2009 года, в июне начался рост ВВП" - пояснил он свою мысль.
Он пояснил, что "в 2008 году экономика страны оказалась в тяжелом кризисе, глубина падения была рекордной за последние 15 лет, и рекордной была скорость падения, особенно осенью 2008 года, под впечатлением информации об этом кризисе прошел весь 2009 год".
Подтверждает тезис об окончании кризиса не только статистика по промышленному производству. "Что касается безработных, количество официально стоящих на учете безработных сократилось за последние несколько месяцев на 250 тысяч с 2 миллионов 269 тысяч до 2 миллионов 14 тысяч. Количество незанятых сократилось на 280 тысяч за последние несколько месяцев. Количество безработных, измеряемых по методологии Международной организации труда, за последние несколько месяцев сократилось на 900 тысяч", - проинформировал Илларионов.
С Илларионовым не согласился бывший замминистра энергетики Владимир Милов: "Тут появились совершенно неожиданные рассуждения о том, что в России якобы "экономический бум"... Разумеется, никакого «бума» в России нет и в помине".
По мнению Милова, "российский ВВП с исключением сезонного фактора в I-II кварталах 2009 года замер примерно на уровне конца 2006 года и в III квартале практически не вырос. Мы четко видим так называемую L-образную кривую - когда вместо предположений экспертов о том, что после спада сразу же "обязательно начнется рост" (предполагающий V-образную или U-образную кривую на графике) на деле на неопределенный период мы получаем стагнацию или очень медленный рост, который уж точно никак нельзя назвать "бумом"".
Впрочем, Милов готов признать, что дело не только в сезонном факторе: "некоторое восстановление в промышленности связано с добычей полезных ископаемых, в основном - с запуском считанного числа новых нефтяных месторождений, которые разрабатывали давно - Ванкорского "Роснефти", Южно-Хыльчуюского «Лукойла», Верхнечонского и Уватского проектов ТНК-ВР. В результате добыча нефти в сентябре-ноябре демонстрировала некоторый рост (на 2-3% в месяц к аналогичным месяцам прошлого года), за 11 месяцев 2009 года она выросла на 1 процент по сравнению с январем-ноябрем 2008 года".
Однако сырьевой фактор не вечен: "Должен разочаровать тех, кто раньше времени принимается кричать "Земля!", увидев дымку на горизонте. Упомянутые месторождения разрабатывались в течение долгих лет, и ничего готового к запуску близко похожего масштаба на ближайшее время не осталось. Это значит, что уже в 2010 году потенциал кратковременного роста добычи нефти будет исчерпан, и добыча начнет падать - истощения старых месторождений никто не отменял", - утверждает Милов.
Впрочем, эти аргументы не убедили Илларионова, который продолжает настаивать на том, что российская экономика демонстрирует бурный рост.