Российские компании могут оспорить санкции через суды
Global Look Press
"Роснефть" объявила о закупке юридических услуг у единственного поставщика "в связи с оспариванием экономических санкций и защитой интересов компании и ее дочерних предприятий, а также любых других юридических вопросов". Работу госкомпания оценила в 17,7 млн фунтов стерлингов.

США запретили "Роснефти" привлекать кредиты сроком больше чем на 90 дней, ввели ограничения на поставку компании оборудования для работы на шельфе и со сланцевой нефтью. Аналогичные ограничения наложены на "Газпром нефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Новатэк", а по работе на рынке капитала - на госбанки.

В сентябре американской ExxonMobil уже пришлось заморозить проект с "Роснефтью" по разработке участков в Карском море. Shell, партнер "Газпром нефти" по разработке трех сланцевых участков в ХМАО, также приостановила участие в проекте.

"Роснефть" не одинока в желании оспорить санкции в суде. Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов сообщил "Коммерсанту", что там "не исключают варианта" судебного обжалования санкций.

Ранее глава ВТБ Андрей Костин говорил, что в банке изучают возможность подачи исков и юристы ВТБ с иностранными консультантами работают над этой темой. Но, по его мнению, санкции имеют не правовую базу, а политическую.

Неофициально в госбанках признают, что на самом деле все игроки "изучают ситуацию". В сентябре стало известно о том, что ГПБ нанял двух бывших сенаторов США Джона Бро и Трента Лотта для лоббирования своих интересов в области банковских законов и положений, включая санкции.

В ВТБ изучают и опыт Ирана. Верховный суд Великобритании в июне 2013 года отменил санкции против Bank Mellat, обвиненного в финансировании ядерной программы Тегерана. Суд согласился с тем, что банку не было известно о намерении Минфина Британии ввести запрет на его деятельность.

По словам управляющего партнера Goltsblat BLP Андрея Гольцблата, санкции ЕС оспариваются в Европейском суде и в его практике уже есть успешный опыт Ирана. Главное, что "Роснефть" должна будет доказать, - это то, что нефтекомпания не имеет отношения к причине введения санкций, то есть к украинским событиям.