Суд пришел к выводу, что сам факт звонков на рабочий телефон нельзя расценивать как взаимодействие с иными лицами, если при этом не была разглашена информация о долге или иные персональные данные. Кредитор же должен иметь возможность подтвердить с помощью записи переговоров, что разглашения частной информации не было.
Такое решение суда идет вразрез с позицией Банка России, полагает издание. Регулятор ранее встал на сторону заемщицы кредитного потребительского кооператива (КПК), которая обратилась в Роспотребнадзор с жалобой на кредитора, который звонил по ее рабочему номеру и разговаривал с ее коллегой. В ЦБ, куда была переправлена жалоба, сочли, что действия кредитора нарушают нормы закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ), и оштрафовали КПК на 50 тыс. рублей.
КПК оспорил штраф в суде, указав на то, что заемщица в анкете указала номер рабочего телефона, и звонивший по нему сотрудник не мог знать, что к телефону подойдет иное лицо.
Хотя решение первой инстанции необязательно будет окончательным и представители ЦБ могут отстоять свою позицию в вышестоящих инстанциях, кредиторы рассчитывают, что данное решение устоит.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребления Дмитрий Янин заявил, что не доверял бы записям звонков, которые предоставляют кредиторы и взыскатели. "Нельзя исключить возможность того, что недобросовестный кредитор "отредактирует" звуковой файл", - говорит он. Заемщики, напоминает он, как правило, сами не записывают разговоры. Еще сложнее ожидать, что переговоры по рабочему телефону запишет случайный коллега, указывает он.
Эксперт рекомендует заемщикам, не готовым делиться с коллегами и другими лицами информацией о долговых обязательствах, пользоваться правом на отказ от вербального общения, тем самым обезопасив себя от ненужных звонков, в том числе и на рабочие номера.
Коллекторы уже не раз жаловались на то, что после вступления с 1 января в силу нового закона, ограничивающего количество контактов кредиторов с должниками, им стало сложнее взыскивать долги.
Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин ранее уточнил, что падение сборов просроченных долгов составило 15-20%.
Закон о защите физлиц при взыскании запрещает коллекторам звонить должникам чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц, причем последний вправе отказаться от переговоров.