Как пишет "Коммерсант", для получения дополнительных госгарантий банки не боятся признаваться даже в остановке кредитования реального сектора.
Инициатором вчерашней встречи с Владимиром Путиным выступил Олег Вьюгин. Его первое предложение предполагает проведение так называемых лимитных аукционов, в рамках которых государство на конкурсной основе распределяло бы среди банков лимиты средств господдержки.
Перечень предприятий, рефинансирование кредитов которых банкам гарантирует государство, предлагается ограничить теми компаниями, которые "способны генерировать спрос на свою продукцию и в дальнейшем платить по долгам".
Второе предложение представляет собой способ решения проблем больших разовых выплат корпораций при расчетах по облигационным офертам. Из-за кризиса ликвидности владельцы облигаций досрочно предъявляют бумаги к погашению. Это отвлекает значительные финансовые ресурсы компаний и способно подорвать их бизнес.
"Банки могли бы выкупить облигации компаний из ломбардного списка ЦБ в рамках оферты на себя с последующим получением под них рефинансирования в Банке России",— предложил господин Вьюгин. Для этого ЦБ предлагается гарантировать рефинансирование таких бумаг в полном объеме.
Целесообразность внедрения новых способов господдержки банков Олег Вьюгин обосновал премьеру возросшими рисками по кредитам в условиях нестабильности пассивной базы банков. В результате МДМ-банк приостановил с августа наращивание кредитного портфеля средним и крупным компаниям, выдавая им лишь единичные кредиты, сообщил Владимиру Путину Олег Вьюгин.
В отличие от МДМ-банка, ВТБ за сентябрь—ноябрь увеличил корпоративный кредитный портфель на 24%, однако также выступает за расширение инструментов господдержки. Недавно господин Костин заявлял, что готов снижать ставки по кредитам, если государство увеличит срок размещения депозитов ЦБ в банках с полугода до трех лет.
Подобные походы представителей крупных банков к руководству страны эксперты считают не столько личным, сколько отраслевым лоббизмом. Как считает гендиректор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников, банкиры не просто просят денег для себя, а стараются дать власти понять, что выделенные сегодня средства нужны банкам для расплаты с их кредиторами, а на кредитование денег уже не остается.