Cтарший экономист HSBC Стивен Кинг
CFA Society of Los Angeles
Единая валюта может выжить только в том случае, если ее политический фундамент обеспечивает сплоченность, уверен старший экономист HSBC Стивен Кинг. Европа, лишившись этой сплоченности, может повторить путь СССР, а евро тогда пойдет по пути исчезнувшего советского рубля, пишет эксперт в статье для The Financial Times, которую цитирует InoPressa.

Говоря о теперешней ситуации в Европе, Кинг проводит параллели с распадом СССР в начале 1990-х. Тогда "ослабление политического единства в итоге повлекло за собой крах единой валюты, хотя она сделалась было единственным законным платежным средством во многих новорожденных республиках". Казалось, почти все бывшие республики СССР, за исключением прибалтийских, прекрасно чувствовали себя в рублевой зоне, но в течение 1993 года они ввели национальные валюты.

- Тем временем евро подорожал к рублю еще больше

Причины были разные: одни республики считали, что собственная валюта - символ независимости. Другие обзавелись своей валютой под давлением колоссальных бюджетных дефицитов. Эти страны не имели доступа к международным рынкам капитала и были вынуждены финансировать дефицит либо за счет займов у других частей бывшей империи, либо включая печатный станок.

Поначалу они делали это с черного хода, создавая так называемые рублевые "дополнения", говорится в статье. Но летом 1993 года ЦБ России вывел из обращения бумажные рубли, выпущенные до 1992 года, и "дверь черного хода" захлопнулась.

Другие республики предпочли печатать собственную валюту для финансирования своих госдолгов, многие сорвались в неизбежную гиперинфляцию.

Ошибки бюджетной политики в еврозоне куда менее масштабны, чем в некоторых бывших республиках СССР в прошлом, подчеркивает издание, но и европейские страны столкнулись с значительным падением поступлений в бюджет, замедлением роста, в некоторых случаях их перестали пускать на международные рынки капитала.

Причем во многих случаях меры жесткой экономии не срабатывают, финансовая и политическая обстановка обостряется. Распад еврозоны по образцу рублевой зоны кажется маловероятным. "Но в начале 1992 года тоже никто не ожидал, что рублевая зона развалится", - замечает специалист.

Чтобы евро не повторил судьбу рубля, страны еврозоны должны создать общие бюджетные механизмы, которые разрешали бы перевод бюджетных средств в другие страны, урегулировали бы конфликты кредиторов с заемщиками и следовали бы Бостонскому принципу "без представительства нет налогообложения", рекомендует Кинг.

Российские эксперты спорят о будущем евро

Российские эксперты расходятся во мнении относительно будущего европейской валюты, выяснило издание "Труд".

По мнению главного экономиста УК "Финам Менеджмент" Александра Осина, от ситуации на рынке гособлигаций США во многом зависит вся мировая экономика. Резкий рост ставок доходности по этим облигациям приведет к ускорению инфляции и в Америке, и в мире.

"И сейчас, из-за понижения рейтинга, они как раз увеличатся на несколько десятых процента. При этом сильный спад экономической активности в США и мире сравнительно маловероятен, поэтому спрос на американские облигации со стороны крупных инвесторов - Центробанков, государственных фондов - сохранится. В результате котировки доллара будут слабеть и к европейской валюте, и к рублю, на конец года курс рубля может повыситься до 26 рублей за доллар", - считает Осин.

Директор управления валютных рынков ИК "БКС" Павел Андреев полагает, что на евро надеяться нельзя. "Дело в том, что рубль - достаточно слабая валюта, и при малейшем дуновении ветерка все начинают избавляться от таких активов. После снижения рейтинга США произошло прозрение, что доллар не является валютой сбережения, и все кинулись искать новые мерила", - говорит Андреев.

По его мнению, больших изменений ожидать не стоит: "правительство будет держать рубль до последнего, и до конца года потрясений точно не будет". "А уже с нового года появится хорошая почва для среднесрочных и долгосрочных решений. Сейчас можно посоветовать спокойно пережить эту панику на рынках и поостеречься от валютных кредитов. В дальнейшем же все будет зависеть от нефти", - полагает эксперт.