Как считает "Независимая газета", в отличие от других торговых войн Москвы новый конфликт не имеет политической подоплеки. Это попытка перенаправить торговые потоки с портов стран Балтии на порт Санкт-Петербурга, грузооборот которого упал в этом году на 25%.
Эксперты склонны расценивать демарш Вильнюса как ответ на недружественные действия Москвы после того, как российские таможенники информировали литовских коллег об ужесточении контроля в отношении литовских грузоперевозчиков.
В результате этих мер, требующих больших, чем прежде, затрат времени, на пунктах пересечения литовско-российской границы скопилось около 300 грузовых автомобилей с литовскими номерами. По данным ассоциации грузоперевозчиков Литвы "Линава", некоторые водители ждали проезда более двух суток.
Разблокированию ситуации на границе был посвящен телефонный разговор, который состоялся 7 августа между сопредседателями российско-литовской межправительственной комиссии - министром транспорта России Игорем Левитиным и главой МИДа Литвы Вигаудасом Ушацкасом. В его ходе, как сообщила литовская сторона, Левитин обещал обсудить этот вопрос с представителями заинтересованных инстанций России.
Эксперты отмечают, что таким несколько неуклюжим способом Россия пытается помочь собственным транспортным компаниям. "Если всего год назад грузооборот Санкт-Петербургского порта превышал его возможности и грузы проще и дешевле было доставлять из литовских и латвийских портов, то сегодня ситуация радикально изменилась, - отмечает гендиректор компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян. - Сейчас Санкт-Петербургский порт снизил грузооборот почти на 40%, потерю которых надо как-то закрывать. Видимо, отсюда и решение об ужесточении таможенных процедур в отношении литовских перевозчиков, которые уже успели захватить этот рынок".