Приобретение Сбербанка профинансировано за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Предполагалось, что на покупку акций госбанка будут направлены ликвидные средства фонда, превышающие порог в 7% ВВП.
Большую часть полученных средств Банк России должен был перечислить обратно в бюджет. Из них Минфин мог профинансировать расходы казны. Изначально предполагалось, что ЦБ перечислит всю сумму, за исключением 700 млрд, которые он направит на покрытие собственных убытков на санации других кредитных организаций. Однако затем в законопроект были внесены изменения. Согласно им, у регулятора в результате сделки должно было остаться 300 млрд. Помимо денег, ЦБ передаст в казну свои долговые требования к Сбербанку и госкорпорации ВЭБ.РФ на сумму 500 млрд рублей, которые ранее планировалось списать.
В феврале Минфин предполагал растянуть сделку на несколько траншей. Глава ведомства Антон Силуанов говорил, что в 2020 году министерство может купить около четверти акций Сбера примерно за 1,2 трлн рублей. А в начале марта Центробанк предлагал перенести передачу бюджету выручки от сделки на полгода из-за волатильности рынков. Впоследствии от этой идеи решено было отказаться, поскольку деньги экстренно требуются для финансирования текущих расходов бюджета, а ситуация в экономике непредсказуема: уже сейчас Минфин недосчитается нескольких сотен миллиардов рублей из-за отсрочки по налогам для бизнеса.
По данным портала "Электронный бюджет" на 3 апреля, дефицит федерального бюджета приблизился к 600 млрд рублей: доходы составили 4,8 трлн рублей, а расходы - 5,4 трлн. ЦБ владел в Сбербанке контрольным пакетом в размере 50% плюс одна акция уставного капитала, что соответствует 52,32% обыкновенных акций.
Официально Минфин объявил о сделке 11 февраля. Тогда цена акции Сбербанка на Мосбирже составляла 254,5 рубля за штуку. Однако после этого события на глобальных фондовых рынках из-за развала сделки ОПЕК+ и ухудшения ситуации с коронавирусом начали развиваться драматическим образом. Минимум был зафиксирован 18 марта - тогда за бумагу Сбербанка давали 174 рубля. По итогам торгов 9 апреля акция стоила 203,6 рубля.
Однако цена покупки, согласно договоренности между Минфином и Банком России, определялась исходя из средневзвешенной стоимости бумаг за шесть месяцев. При таком условии одна акция Сбербанка должна была обойтись Минфину в 222,3 рубля, а весь пакет - не менее 2,4 трлн рублей. Однако из-за сложной ситуации в экономике сделку было решено заключить как можно быстрее: если бы сделка затянулась, то акции упали бы еще сильнее и ЦБ получил бы не 2,1 трлн рублей, а 1,5 трлн.
Дальнейшие перспективы акций Сбербанка будут во многом зависеть от общерыночной и макроэкономической ситуации в России. При этом топ-менеджмент Сбербанка во главе с Германом Грефом, скорее всего, сохранит свои должности, а стратегия и практика работы банка, нацеленные прежде всего на максимизацию прибыли и рост коммерческой эффективности, останутся прежними.