Российские истцы получили предложение дождаться решения именно по этому делу, которое должно стать прецедентным: если "Роснефть" проиграет, то это может негативно повлиять на перспективы рассмотрения дел других компаний в том случае, если они используют похожую аргументацию.
Опрошенные изданием юристы рассказали, что суд может отложить заседание и по своей инициативе, даже если стороны будут возражать, пока высшая инстанция не сформирует свою позицию.
"Роснефть" подала иск об отмене наложенных на нее санкций в октябре. Позже аналогичные иски подали "Сбербанк", ВТБ, ВЭБ и "Газпром нефть". Кроме того, как ранее писал РБК, "Роснефть" начала процесс в Административном суде Лондона, который входит в состав Высокого суда. Однако в конце января 2015 года Высокий суд Лондона передал дело "Роснефти" на рассмотрение в Европейский суд справедливости (самая высокая палата Европейского суда) в Люксембурге.
В Лондоне "Роснефть" оспаривала вопрос проведения платежей: компания считает, что санкции не должны распространяться на платежные услуги. В соответствии с отраслевыми санкциями европейским компаниям и гражданам запрещено не только поставлять в Россию определенные товары для добычи трудноизвлекаемой нефти, но и предоставлять "финансирование и финансовое содействие" в отношении поставок запрещенной техники.
Европейский суд в декабре 2014 года опубликовал доводы "Роснефти" относительно правомерности санкций против российских компаний и банков. Первый довод состоит в том, что Совет ЕС не смог предоставить достаточные причины для введения санкций, тем самым "нарушив право заявителей на эффективную судебную защиту". В компании указывают, что санкции нарушают международно-правовые обязательства ЕС в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Россией.
Третий пакет санкций против российских компаний США и Евросоюз ввели практически одновременно в середине сентября 2014 года. Под новую волну санкций тогда попали "Роснефть", "Газпром нефть" и "Транснефть". Этим компаниям закрыт доступ на европейский рынок капитала: они не могут привлекать кредиты и размещать долговые бумаги со сроком обращения свыше 30 дней. Кроме того, санкции ограничили доступ к технологиям и оборудованию для работы в Арктике, для глубоководного бурения и добычи сланцевой нефти.