В пассивах банков топ-5 доля вкладов снизилась: в 2007 году было 38,4%, в июле 2015 года - 28,8%.
Обратная динамика сложилась в группе банков, занимающих места с шестого по 20-е: там рост почти на 3 п. п., до 19,3%. В группах 21-50 и 51-200 еще более радикальный рост - более чем на 11 п. п., до 28,4%, и почти на 10 п. п., до 29,3%, соответственно. У четверти всех банков доля вкладов в пассивах превышает 50%. В 2010 году таких было всего 10%. Это следует из расчетов, которые для РБК сделало Национальное рейтинговое агентство (НРА).
Такая динамика, предупреждает аналитик НРА Вадим Тихонов, в кризисной ситуации несет в себе риски: "Масштабный отток вкладов в банках, где доля фондирования такими средствами больше 25%, сильно давит на ликвидность".
Как считает аналитик, у средних банков не всегда достаточно живых средств, чтобы и вернуть деньги вкладчикам, и проводить платежи. И если крупным банкам в случае оттока могут помочь собственники, то у владельцев небольших банков таких средств чаще всего нет.
Рост депозитов эксперты объясняют ограниченными возможностями привлечения иных средств: внешние рынки закрыты из-за санкций, межбанковский рынок закрыт в связи с кризисом доверия, ЦБ снижает объемы кредитования банков. Для многих некрупных банков средства населения стали основным источником фондирования, предупреждает замгендиректора "Интерфакс-ЦЭА" Алексей Буздалин.
В этом году возможностей у некрупных банков стало еще меньше. ЦБ отзывает лицензии, и многие банки ощутили отток корпоративных вкладчиков, чьи средства не попадают под защиту системы страхования. Пытаясь быстро заместить средства юрлиц, эти банки вынуждены предлагать ставки выше рынка по вкладам населения, что давит на их рентабельность и снижает финансовую устойчивость.