Федеральная налоговая служба 25 декабря 2006 года подала иск в Арбитражный суд Москвы, обвинив аудитора в том, что в официальном заключении для акционеров и в сообщении для руководства нефтяной компании содержались взаимоисключающие выводы
Архив NEWSru.com
Следователи МВД и Генпрокуратуры в четверг днем пришли с обысками в московский офис "ПрайсуотерхаусКуперс Аудит", российского подразделения крупнейшей в мире аудиторской компании PricewaterhouseCoopers.

Милиция проводила следственные действия в связи с налоговыми претензиями к компании за 2002 год, а Генпрокуратура - в рамках дела ЮКОСа, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе компании. Около семи вечера стало известно, что МВД завершило проверку - изъяты файлы, относящиеся к 2002 году.

Часом позже пришла информация о завершении следственных действий Генпрокуратурой, которая, как отметили в PwC, "интересовалась большим спектром годов". Изъята часть документов, связанных с аудитом ЮКОСа.

Как известно, PwC была аудитором ЮКОСа, и ранее Федеральная налоговая служба обвинила аудитора в том, что он способствовал уклонению ЮКОСа от налогов. Эти претензии могут стоить компании 480 тысяч долларов. Налоговые претензии к самой PwC превышают 243 млн рублей (около 900 тысяч долларов), сообщили в пресс-службе Следственного комитета МВД. Таким образом, общая сумма взысканий с компании может составить около 1,4 млн долларов.

- Налоговые претензии к PwC
- Претензии по делу ЮКОСа

Консалтинговая группа PricewaterhouseCoopers входит в четверку ведущих аудиторских контор мира - наряду с Deloitte & Touche, Ernst & Young и KPMG. Клиентами PwC в России являются, в частности, ОАО "Газпром", "Альфа групп", ЦБ РФ, ОАО "КамАЗ", РАО "ЕЭС России".

Перед зданием московского офиса PwC сотрудники милиции появились в первой половине дня. Они перекрыли вход в здание, посторонних людей в офис компании не пускали. Все встречи с клиентами пришлось отменить. Примерно к двум часам дня стало ясно, чем вызваны эти проверки.

Следственный комитет МВД РФ сообщил, что в отношении PwC проводится предварительное расследование уголовного дела об уклонении аудиторской компанией от уплаты налогов по части 2 статьи 199 Уголовного кодекса РФ - "уклонение от уплаты налогов". Под подозрением находятся руководители компании.

В аудиторской компании в свою очередь указали, что полностью погасили задолженность по налогам в размере 290 миллионов рублей. Компания в феврале проиграла третью инстанцию арбитражного суда и заплатила требуемую налоговиками сумму, однако намерена обжаловать их претензии Высший арбитражный суд.

В пресс-службе PwC также отметили, что в результате обысков никто из сотрудников и руководства офиса задержан не был. В PwC не считают, что на компанию оказывается какое-то давление в связи с тем, что она продолжает судиться с ФНС по делу об аудите ЮКОСа. "У нас нет оснований связывать (эти дела). На нас не оказывается давление", - сказал собеседник РИА "Новости".

При этом ранее представитель компании выразил надежду на то, что в понедельник российское подразделение PwC будет работать в штатном режиме, обслуживать клиентов. "По-моему, они (проверяющие - прим. ред.) все забрали, что хотели", - цитирует его "Интерфакс".

Стоит отметить, что обыски в российском подразделении PwC проходят на фоне попытки налоговиков обязать аудиторов делиться информацией, составляющей аудиторскую тайну. В ряде регионов России Федеральная налоговая служба (ФНС) потребовала от аудиторских компаний раскрыть конфиденциальную информацию о своих клиентах под угрозой проведения налоговых проверок.

Факт запросов ФНС вызвал у аудиторского сообщества серьезную озабоченность. По мнению президента Аудиторской палаты России (АПР) Бориса Соколова, такая практика свидетельствует о том, что "налоговая служба пытается провести общероссийскую кампанию по сбору конфиденциальной информации у аудиторских компаний".

Участники рынка считают, что намерения ФНС подтверждают версию о негласной кампании по усилению контроля государства над бизнесом. Между тем, по словам замгендиректора компании "HLB Внешаудит" Светланы Легостаевой, даже единичный случай передачи конфиденциальных сведений о своих клиентах налоговикам "будет иметь крайне негативные последствия для взаимоотношений между клиентами и аудиторами". Многие аудиторские компании могут свернуть свою деятельность. По словам гендиректора компании "Бизнес-аудит" Дмитрия Павлова, "никто не будет добровольно за свои деньги нанимать сборщиков компромата".

Кроме того, запрос может нести скрытую угрозу и для аудиторских компаний, пишет газета "Коммерсант". Ведь на основе полученных данных можно инициировать сразу несколько неприятных проверок самих аудиторов. А пример компании "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит", к которой в конце 2006 года был предъявлен иск за помощь в уклонении от уплаты налогов ЮКОСу, должен заставить аудиторов быть более сговорчивыми.

Претензии по делу ЮКОСа

В настоящее время в Арбитражном суде Москвы идет разбирательство по иску Федеральной налоговой службы (ФНС) России о признании недействительными договоров между PricewaterhouseCoopers и ОАО НК ЮКОС о финансовом аудите нефтяной компании.

ФНС обратилась в суд в декабре 2006 года. "ПрайсуотерхаусКуперс Аудит" по окончании проведения аудиторской проверки НК ЮКОС было составлено заведомо ложное заключение. Причем представители "ПрайсуотерхаусКуперс Аудит" осознавали, что официальное заключение не соответствует фактическим обстоятельствам", - говорится в исковом заявлении ведомства.

Как утверждается в документе, в аудиторском заключении компания сделала вывод, что ЮКОС достоверно отражает свое финансовое положение на 31 декабря 2002 года и результаты финансово-экономической деятельности за период с начала отчетного периода, в то же время в письменной информации для руководства ЮКОСа PwC сообщила об искажении этих же характеристик и об отсутствии необходимых первичных документов. "Налоговая служба располагает доказательствами того, что подготовленный аудиторский отчет для руководства компании и официальный отчет противоречили друг другу", - говорится в полученном в декабре 2006 года ответе ФНС на запрос РИА "Новости".

По данным службы, выявленные в 2002 году в ходе аудиторской проверки нарушения не были устранены ЮКОСом в 2003 и 2004 годах. "К примеру, в 2003-2004 годы компания по-прежнему незаконно перечисляла средства в Фонд финансовой поддержки развития производства, по-прежнему не показывала развернуто в отчетности бесприбыльные операции с векселями", - отметили в ФНС.

В качестве еще одного доказательства в ФНС приводят следующее обстоятельство. Аудитором ЮКОСа за 2005 год являлась компания Хорват МКПЦН. "В отличие от PwC эта аудиторская компания не утвердила отчетность (за 2005 год): аудиторы пришли к выводу о том, что "финансовая (бухгалтерская) отчетность общества недостоверно отражает финансовое положение на 31 декабря 2005 года и результаты его финансово-хозяйственной деятельности".

"Этот факт подтверждает, что компания, проводившая аудит ЮКОС до 2005 года, составляла ложные аудиторские заключения", - считают в ФНС.

В свою очередь, в PwC категорически отвергли обвинения в недобросовестности. Там заявили, что ответственность за решения, которые должно принимать руководство компании, не может быть переложена на аудитора. "В данном конкретном случае аудиторское заключение было не безоговорочно положительным, а модифицированным, то есть содержало поправку, привлекающую внимание пользователей к выявленным фактам, а в письменной информации мы предложили руководству устранить отмеченные недостатки", - утверждают аудиторы.

Налоговые претензии к PwC

Претензии по налогу на прибыль за 2002 год были предъявлены еще год назад, оспорены в трех инстанциях арбитражных судов, и компания уже уплатила недоимку, сообщили в PwC. "Сейчас они интересуются дополнительными документами (по налоговым претензиям за 2002 год", - сказал "Интерфаксу" представитель PwC.

PwC проиграла в трех инстанциях иск о налоговых претензиях за 2002 год на сумму около 290 млн рублей. По мнению налоговых органов, компания неправомерно уменьшила налог на прибыль на расходы по оплате консультационных услуг офшорной компании PricewaterhouseCoopersResourses B.V. Как считают налоговики, российское подразделение PwC самостоятельно оказывало консультационные услуги своим клиентам, не привлекая для этого PricewaterhouseCoopersResourses B.V., поэтому расходы по оплате услуг офшорной компании являются необоснованными.