Последствия сверхвысоких цен вскоре почувствуют все перерабатывающие сектора: производство макаронных, хлебобулочных изделий, свиноводство и птицеводство. Это и сигнал неблагополучия по одному из приоритетных национальных проектов, пишет газета "Время новостей", и сигнал розничным покупателям, которые уже столкнулись с подорожавшим хлебом на полках магазинов.
Прошлым летом министр сельского хозяйства Алексей Гордеев так объяснял низкий прогноз на урожай-2006: "погодные аномальные условия зимнего периода". Поскольку урожай-2007, видимо, будет еще ниже (по оценкам, 75 млн тонн против 78,5 млн в 2006 году), то объяснение, которое может дать аграрный министр уже в нынешнем году, напрашивается само собой: "погодные аномальные условия весеннего периода". Такое впечатление, что старый советский анекдот о "четырех факторах, осложняющих ведение сельского хозяйства (зима, весна, лето и осень)", не слишком устарел, пишет газета.
Между тем за последние семь-восемь лет выдалось и достаточно пригожих по погодным условиям сезонов. Но обещанные Алексеем Гордеевым 100 млн тонн зерна так и остаются обещанием. Максимум - это 88 млн тонн в 2002 году. Каким бы ни было отсталым сельское хозяйство в РСФСР, там все же получали по 120 млн тонн, а меньше 100 млн вообще было редкостью. При этом нормальный зерновой баланс - это одна тонна зерна на человека, этого достаточно и для продовольственных, и для фуражных нужд плюс на резервы. Россия же имеет теперь чуть более 500 кг на душу.
Чтобы воздействовать на российский рынок, и прежде всего на колебания цен, в руках аграрного ведомства есть в принципе такой механизм, как товарные интервенции. По мнению экспертов, при умелом использовании этого инструмента иногда и сравнительно небольших объемов зерна достаточно, чтобы успокоить ситуацию. Однако их оценка опыта товарных интервенций в исполнении Минсельхоза весьма низкая. А в условиях высокой "тяги" к экспорту, сложившейся в этом году, они и вовсе не рассчитывают, что интервенции способны уравновесить рынок.
Министр Гордеев загнал себя в ловушку, - считают отраслевые эксперты. Он обещал, что ограничений экспорта зерна не будет. Но тогда высока вероятность, что и то немногое зерно, что выращено, уйдет на экспорт. И из-за непомерно дорогого зерна осенью может начаться массовый забой скота.
Но главная проблема- это инфляционная прибавка, которую экономика может неожиданно получить от ситуации на сельскохозяйственном рынке. А такое уже было, когда резкий запрет на импорт мяса, инициированный Минсельхозом, привел к соответствующему скачку цен на прилавках.