Кроме того, Путин напомнил, что Россия, снизив цену на газ для Белоруссии, показала, что поддерживает ее, и прямо увязал два острых вопроса - по газу и по нефти. Президент оценил потери для России от газовой сделки в 3,3 млрд долларов: казна потеряет 1,3 млрд (недополучив налогов), а "Газпром" - еще 2 млрд (из-за высокой оценки "Белтрансгаза"). А на нефти из-за отсутствия экспортной пошлины для Белоруссии Россия, по оценке президента, теряет ежегодно по 3,5-4 млрд долларов. Путин рассчитывает, что российско-белорусские газовые договоренности будут исполняться, и Минск не забудет об оказанной Москвой поддержке.
Совещание в Кремле проходило непосредственно перед началом переговоров с белорусской делегацией. И после озвучивания Путиным российской позиции, так называемой "нулевой точки", т.е. отправной точки для начала диалога, в Минэкономразвития начались сами переговоры. Белорусскую сторону, которая привезла в Москву проект соглашения о распределении таможенных пошлин на нефтепродукты, представляют вице-премьер Андрей Кобяков, замминистра экономики Владимир Найдунов и замминистра МИД Андрей Евдоченко. Российскую сторону представляет глава Минэкономразвития Герман Греф.
- Министры рассказали о сути конфликта
- Россия готова поставлять нефть в Европу в обход Белоруссии
- Еврокомиссия назвала недопустимыми действия Белоруссии
- История вопроса: 6000 км "Дружбы"
- История газового конфликта
На совещании в Кремле президент России Владимир Путин также заявил, что "необходимо продолжить переговоры с белорусскими партнерами по урегулированию отношений по поставкам нефти в Белоруссию и транзитом через территорию Белоруссии", передает ИТАР-ТАСС.
Вместе с тем Путин поручил правительству "выработать комплекс мер, направленных на защиту национальной экономики". "Этот комплекс мер должен касаться всех аспектов наших взаимоотношений с партнерами, в данном случае с белорусскими партнерами", - подчеркнул глава государства.
Президент велел "сделать все необходимое, чтобы обеспечить интересы западных потребителей" в российской нефти. И, с другой стороны, поручил правительству "обсудить с российскими компаниями возможность сокращения добычи нефти в связи с проблемами, возникшими при транзите через Белоруссию". "Необходимо обеспечить интересы российских компаний, которые, очевидно, столкнулись с потерями", - подчеркнул Путин. По его мнению, следует "подумать о компенсационных мерах, которые минимизируют их потери".
Глава Минэкономразвития Герман Греф на заседании назвал "беспрецедентным" с точки зрения права введение Белоруссией таможенного платежа за российскую нефть. Греф заявил, что это решение нарушает договорно-правовую базу России и Белоруссии, в частности два межправительственных соглашения и соглашение, заключенное Белоруссией с "Транснефтью". Решение Белоруссии, по словам Грефа, также противоречит международным правовым нормам.
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заверил президента РФ Владимира Путина, что договорная база по поставкам и транзиту нефти в Белоруссию в порядке, все обязательства российская сторона всегда исполняла. "Безусловно, всегда имеются договора и 20-летние, и годовые, договорная база под всеми взаимоотношениями существует, никаких оснований сомневаться в ней нет", - сказал Христенко.
Министры рассказали о сути конфликта
Как напомнил Христенко, в рамках процесса интеграции Россия в 1995 году отказалась от взимания экспортной пошлины на сырую нефть при поставках в Белоруссию. Было подписано соглашение, которое устанавливало "синхронизирующие режимы установления экспортной пошлины на нефтепродукты".
"Российские ставки экспортных пошлин на нефтепродукты должны были автоматически устанавливаться на белорусско-западной границе", - сказал Христенко. При этом средства, поступающие от получения пошлины, распределялись таким образом, что бюджет Белоруссии получал 15%, а бюджет Российской Федерации 85%.
"В 2001 году белорусская сторона в одностороннем порядке вышла из этого соглашения, и с этого момента устанавливала режим экспортных пошлин на нефть самостоятельно", - сказал министр.
Фактически ставки устанавливались Белоруссией в 2-3 раза ниже, чем российской стороной. "Это привело к тому, что наши нефтяные компании стали стремиться вывозить нефть сырую для переработки на белорусской территории", - заметил по этому поводу Путин. "Направление стало неким офшором, пылесосом, который создавал необоснованным образом преимущество исключительно для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, что исказило всю картину по регулированию потоков нефти и нефтепродуктов", - пояснил Хирстенко.
В свою очередь глава государства поинтересовался, почему в 2001 году, когда Белоруссия в одностороннем порядке вышла из соглашения, российское правительство сразу не ввело экспортную пошлину на сырую нефть. Как пояснил глава Минпромэнерго, российская сторона рассчитывала на то, что Белоруссия вернется в режим соглашения 1995 года, а кроме того, рассматривала этот процесс "в контексте достройки таможенного союза в целом". "В-третьих, в значительной степени факт столь длительных переговоров - это также поддержка белорусской экономики, особенно в рамках предвыборной кампании. В какой-то степени это было данью этим обстоятельствам", - отметил Христенко.
Президент поинтересовался также, как шли переговоры в 2006 году, после того как в течение пяти лет не удалось достигнуть соглашения. Глава МЭРТ Герман Греф сообщил главе государства и журналистам, что переговоры начались в первом квартале 2006 года. "Начали вести переговоры о возвращении всех режимов регулирования, в том числе доступа российских компаний на белорусский рынок, в режиме соглашения 1995 года", - цитирует Грефа "Интерфакс".
В сентябре российская сторона направила в Белоруссию свой проект соглашения, который белорусская сторона подписать отказалась. "В ноябре мы уведомили белорусское правительство о том, что мы намерены ввести обычный режим регулирования, не подразумевающих никаких преференций, при введении экспортных пошлин на нефть сырую", - отметил Греф.
В качестве "меры реагирования" пошлина на сырую нефть была введена российской стороной 8 декабря 2006 года, что, по словам Грефа, создало "абсолютно одинаковые условия для всех партнеров, которым мы поставляем сырую нефть". "То есть, - уточнил Путин, - Республика Беларусь находится в таких же условиях, как и любые другие партнеры, получающие российскую нефть?" "Именно так, за исключением стран ЕврАзЭС, в рамках которого не действуют экспортно-импортные пошлины при условии соблюдения всех соглашений в рамках таможенного союза", - ответил глава МЭРТ. При этом он пояснил, что договорно-правовая база ЕврАзЭС позволяет в случае нарушения соглашений в одностороннем порядке вводить такие меры.
Еврокомиссия назвала недопустимыми действия Белоруссии
Еврокомиссия призвала немедленно восстановить транзит российской нефти через Белоруссию в страны Евросоюза. Об этом говорится в распространенном во вторник заявлении еврокомиссара по энергетике Андриса Пибалгса.
Еврокомиссар назвал "недопустимыми" действия "транзитного государства, которое не информирует своих партнеров о любых решениях, способных затронуть стабильность поставок". Он призвал "как можно скорее найти взаимоприемлемое решение и немедленно восстановить поставки нефти в Евросоюз". Также необходимо сделать все возможное, чтобы "избежать повторения таких ситуаций в будущем", заявил еврокомиссар по энергетике.
Еврокомиссия подтвердила, что проблемы с поставками нефти ощущаются и на южной ветке нефтепровода "Дружба". Нефтеперерабатывающие заводы Германии, Польши, Венгрии, Словакии и Чехии сообщают о перебоях в поставках с 8 января.
В этой связи Андрис Пибалгс объявил о созыве в четверг экстренной встречи группы по поставкам нефти. Эксперты ЕС на этой встрече проанализируют краткосрочные и долгосрочные последствия кризиса, и рассмотрят пути преодоления возможной нехватки энергоресурсов в странах, получающих нефть по "Дружбе", передает ИТАР-ТАСС.