У представителя администрации спросили, что он думает по поводу сделки, которую некоторые аналитики считают способом президента РФ Владимира Путина обойти западные санкции. На это Эрнест ответил, что обычно не комментирует подобные бизнес-операции, даже "такие крупные и значительные, как эта", сообщает пресс-служба Белого дома.
Вслед за этим Эрнест добавил, что в Минфине США проанализируют состоявшуюся сделку. "Но я могу подтвердить, что эксперты Министерства финансов, отвечающие за выстраивание и применение санкционного режима, внимательно изучат эту транзакцию. Они изучат условия сделки и оценят, какое влияние санкции могут оказать на нее", - заявил пресс-секретарь Белого дома. За дальнейшими комментариями Эрнест посоветовал обратиться в Минфин. На запросы ТАСС в ведомстве ответили: "Мы не комментируем вопросы потенциального правоприменения по санкциям".
В Кремле на это заявление ответили, что юридически эта сделка чиста. "Эта сделка осуществляется при весьма активном юридическом сопровождении. И стратегические инвесторы привлекают лучших юристов, и компания "Роснефть" обеспечивает юридическую защиту экономической деятельности, в том числе этой сделки", - сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
"Роснефть" находится под секторальными санкциями ЕС и США, ограничивающими ей доступ к финансированию и технологиям, и это с самого начала считалось препятствием для участия западных инвесторов в приватизации компании. Однако, как уверены в России, к сделке Glencore по "Роснефти" "санкции не имеют отношения", так как это лишь "вопрос структуры сделки". К тому же американские санкции не запрещают сделки с акциями "Роснефти", а европейские ограничивают покупку новых акций, но не существующих.
Однако вопрос с возможных нарушениях санкций остается открытым, так как по сделке остаются множество вопросов и ее ключевые детали остаются нераскрытыми. Не понятна структура сделки, не ясна финансовая роль суверенного фонда Катара, расходятся данные по стоимости госпакета в 19,5% акций "Роснефти"...
Заявлено, что он будет продан за 692 миллиарда рублей, что на 19 миллиардов дешевле директивы правительства, требовавшей 711 миллиардов. И даже сумма в 692 млрд не соответствует заявленной стоимости сделки 10,5 млрд евро (это 721 миллиард рублей), которую озвучил Владимиру Путину глава "Роснефти" Игорь Сечин. А швейцарский трейдер Glencore вообще заявил, что покупает пакет акций за 10,2 млрд евро, то есть на 300 миллионов евро меньше объявленной.
Как отмечает РБК, накануне спецпосланник Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам Амос Хохштейн заявил Bloomberg, что американские власти "смотрят на сделку и на ее последствия (с точки зрения санкций)". По его мнению, Евросоюз тоже должен изучить эту сделку на предмет соответствия санкционному режиму.
Представитель Совета ЕС заявила, что это вопрос к национальным властям - в данном случае Швейцарии, так как Glencore зарегистрирована там, а Швейцария не входит в ЕС. Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев на вопрос о влиянии санкций на сделку ответил: "Мы не подставляем наших партнеров под санкции. Безусловно, этот вопрос учитывался".